Выражение «ритм-энд-блюз» появилось в начале 40−х годов,
и служило для описания черной американской поп-музыки, представлявшей собой
своего рода ритмически акцентированного «развлекательного, несерьезного» блюза.
В те годы словосочетание «ритм-энд-блюз» просто заменило неблагозвучный термин
«расовая музыка», как с начала ХХ века белые американцы называли вариации
черного блюза. Во второй половине 50−х годов ритм-энд-блюз подвергся дальнейшему
«дроблению» на соул, фанк и позже диско. Компактные черные коллективы (в
отличие от традиционных биг-бэндов) проникли на территорию, традиционно занятую
белыми поп-исполнителями, в манере «новых черных групп» превалировал типично
джазовый инструментальный свинг, тогда как вокалисты тяготели к классической
блюзовой стилистке. Таким образом, как и блюз, ритм-энд-блюз стал важнейшим
связующим звеном между биг-бэндами 40−х, группами биг-бита конца 50−х и первыми
исполнителями рок-н-ролла. Самые ранние рок-н-роллы часто представляли собой
ритмически аранжированные версии классических ритм-энд-блюзов убедительным
примером такого рода аранжировки может служить композиция Роя Брауна «Good
Rockin' Tonight», специально адаптированная под манеру и стиль Элвиса Пресли.
Как ни странно, в рок-музыке американский ритм-энд-блюз первыми взяли на
вооружение английские группы The Rolling Stones, The Animals, The Kinks и чуть
позже The Who, представлявшие собой ветвь, диаметрально противоположную той,
на которой разместились поп-мелодисты The Beatles, The Hollies и подавляющее
большинство новых английских групп. В дальнейшем ритм-энд-блюз претерпел
«косметические» изменения и вернулся на родину. В конце 60−х начале 70−х
британские группы вновь подвергли ритм-энд-блюз ревизии, сделав его базой
хард-рока, из которого развилось множество стилей, в конце концов так
соединивших в себе блюз и ритм-энд-блюз, что сегодня в роке они практически
неразличимы.