Urban (также известный под названием современный urban)
таким термином назвали R&B/soul музыку 80−90−х годов. Так же как quiet storm
и Philly soul, оказавшие на него большое влияние, стиль urban был очень мягким и
утонченным. Но в то время как романтические баллады хорошо вписывались в радио
формат направления quiet storm, urban находил возможность играть uptempo, funky
dance треки, которые обычно отличались таким же high-tech музпроизводством,
готовым к выходу в эфир, и душевным вокалом. Вот почему, несмотря на свое
название, стиль urban не всегда имел земной налет, ассоциируемый с термином
«soul music,» предпочитая приглушать безвкусные эмоции в пользу профессонального
совершенства звука. До конца 80−х годов большая часть музыки urban была в
значительной степени pop-ориентирована, это часто проявлялось в мелодии, и почти
всегда в условиях производства.
Целый ряд исполнителей таких как Janet Jackson, Billy Ocean и Whitney
Houston перебрались из чартов R&B в pop чарты. Хотя были и другие
музыканты, среди них Freddie Jackson, Luther Vandross, Stephanie Mills и Levert,
чья R&B популярность не превратилась не во что другое. Позиции направления
urban пошатнулись с появлением hip-hop. Музыкант (и Guy member) Teddy Riley
создал фьюжн этих двух стилей, добавил редкие rap вставки и назвал все
получившееся new jack swing. Благодаря New jack, Bobby Brown превратился в
суперзвезду музыкальной сцены, а для его партнеров по бывшей команде New Edition
появление этого направления также оказалось удачным. В дополнение к Riley,
появились дуэты (музыкант/продюсер), совмещающие pop и R&B такие как Jimmy
Jam & Terry Lewis (Janet Jackson), Denzil Foster & Thomas McElroy (En
Vogue) и Antonio «L.A.» Reid & Babyface. Именно они доминировали в стиле
urban в конце десятилетия, при чем Babyface смог сделать головокружительную
сольную карьеру. Направления Urban и hip-hop продолжали пересекаться и в начале
90−х годов, что, в конце концов привело к созданию нового гибрида, получившего
название «hip-hop soul». Hip-hop soul взял за основу направление new jack swing,
хотя преобладающие биты были более джазовые, гибкие и непредсказуемые. Стиль
hip-hop soul отличался более мягким, эмоциональным настроем по сравнению с new
jack. Здесь были заметны элементы urban, бравшие начало в quiet storm и adult
contemporary. Хотя композиции (не зависимо от того, какое направление
преобладало), быстро становились отличным материалом для профессионального
вокального мастерства. Частично вследствие существенного спада основного
направления pop/rock и активному поиску альтернативы, стиль urban становился
доминирующим среди синглов, возглавляющих верхние строки pop чартов во второй
половине 90−х годов. В авангарде музыкальной сцены можно назвать Mary J. Blige,
Toni Braxton, R. Kelly, Boyz II Men, SWV, Blackstreet, Jodeci, Monica и
Brandy.