Итало-диско — жанр электронной танцевальной музыки, возникший в Италии
в начале 1980−х годов. Происхождение названия связано с деятельностью немецкой
звукозаписывающей компании ZYX Music, которая первоначально использовала его
для обозначения итальянского диско в своих релизах. Также термин относился
к европейской танцевальной музыке 1980−х вообще (синт-поп, евро-диско,
хай-энерджи). Пик популярности жанра пришёлся на середину 1980−х годов.
Стиль итало-диско, пользовавшийся большой популярностью на протяжении
практически всех 80−х годов, является одним из самых удивительных феноменов в
истории мировой популярной культуры. В отличие от многих других, зачастую более
поздних направлений поп-музыки уже успевших кануть в Лету, исполнители
итало-диско до сих пор популярны и любимы.
Электронная танцевальная музыка начала развиваться в конце 1970−х, когда
традиционно звучащие диско-группы начали экспериментировать с синтезаторами и
электронными эффектами (спейс-диско). Одними из главных представителей этого
периода были продюсер Джорджо Мородер и французский музыкант Дидье Маруани.
На звучание европейского диско также повлияли возникновение и растущая
популярность синт-попа (Kraftwerk, Telex, Devo, Gary Numan, The Human League) и
ранние Hi-NRG альбомы, выпущенные продюсером из Сан-Франциско Патриком Коули с
такими певцами, как Sylvester и Пол Паркер.
Многие итальянские продюсеры и поп-исполнители записывали диско с середины
1970−х годов, и с ростом популярности дискотек такие группы и исполнители как
D.D. Sound, Easy Going, Stefano Pulga, Passengers, Tantra, Vivien Vee, Gepy
& Gepy к концу 1970−х определили звучание итальянского диско.
К этому времени в англоязычном мире диско вышло из моды, но в Италии и
других частях Европы оно по-прежнему пользовалось популярностью. Под влиянием
синт-попа продюсеры начинают активно использовать синтезаторы и драм-машины
(часто в целях удешевления производства), и, к 1983 году, аранжировки
итало-диско становятся полностью электронными.
Доминирующая в начале 1980−х новая романтика стала стилистической основой
для развивающегося итало-диско, большая часть песен жанра представляла собой
танцевальные треки с яркими мелодиями и вокалом на английском языке, часто с
сильным итальянским акцентом. Тематика текстов обычно связана с любовными
отношениями, ночной жизнью, технологиями, роботами и космосом, иногда
комбинируясь, например, Lectric Workers «Robot is Systematic» (1982) и Charlie
«Spacer Woman» (1983). Часто встречаются отсылки к США или Японии.
В 1982 и 1983 годах увидели свет три трека, повлиявшие на развитие хауса:
«Dirty Talk», «Wonderful» и «The M.B.O. Theme» — созданные Klein и M.B.O.,
стороннего проекта Давида Пьятто из дуэта N.O.I.A..
Другие треки, получившие релиз в США, например Doctor's Cat «Feel the Drive»
(1983), Alexander Robotnick «Problèmes D'Amour» также повлияли на возникновение
хаус-музыки. С коммерческим успехом таких исполнителей как Savage, Gazebo, Ryan
Paris, P. Lion, в 1983 году итало-диско выходит в мейнстрим популярной музыки и
стандартизируется.
В это время были выпущены многие коммерчески успешные синглы и основаны
многие лейблы — Sensation Records, Memory Records, American Disco, OUT, Crash,
Merak Music и т.д.
Популярный лейбл Discomagic Records выпустил более тридцати синглов в
течение года. Cам термин «итало-диско» получил распространение в 1983 году,
после выхода первой серии сборников «The Best of Italo Disco», которая
выпускалась до 1991 года и всего содержала 16 выпусков. Впервые он был
использован на обложке немецкого релиза сингла Amin Peck «Girls On Me».
В 2000−е годы итало-диско приобретает культовый статус благодаря вниманию со
стороны диджеев и интересу к андерграундной культуре 1980−х (электроклэш).
В 2000 году голландский диджей и музыкант I-F выпускает «Mixed Up In The
Hague Vol. 1», вошедший в число лучших 50 миксов 2000−х по версии сайта
ResidentAdvisor К 2005 году несколько онлайн радиостанций в интернете
популяризуют жанр, а в клубах снова проигрывают пластинки.
Компании Blanco Y Negro и ZYX Music с 2000 года выпускают сборники на
компакт-дисках, большая коллекция редкого итало-диско содержится в серии
сборников «I Love Disco Diamonds», которая выходила с 2001 по 2008 год и
содержит 50 выпусков. Многие независимые лейблы (Panama Records, Radius
Records, Clone, Flexx, I.D. Limited) перевыпускают редкие треки на виниле.
Многие современные продюсеры (Bottin, Legowelt, Andy Romano, Sally Shapiro,
Flemming Dalum) используют и переосмысливают эстетику итало-диско.