Бен Уоткинс (Ben Watkins) вот уже практически 20 лет является бессменным лидером и движущей силой электронного проекта Juno Reactor. За его плечами богатый опыт сотрудничества со многими всемирно известными музыкантами и вокалистами, саундтрек к культовому фильму «Матрица» и эксперименты с 3D-звуком. Журналист Dj.ru не упустил возможности пообщаться с Беном во время его последних российских гастролей и подробнее узнать об интересных моментах жизни и творчества артиста из первых уст. Тем более в 2010 году Juno Reactor исполнится 20 лет.
Бен, давай вспомним историю Juno Reactor. Слышал, у тебя был неудачный
опыт игры в группах до образования проекта. С чем это было
связано?
С высокомерием, а это в свою очередь деструктивно влияет на коллектив. Многие
начинают думать, что являются самыми лучшими в мире. В итоге вся деятельность
группы превращается в сплошной фарс и показуху и к творчеству уже никакого
отношения не имеет.
Когда ты создавал Juno Reactor, предполагал, что группа станет
знаменитой на весь мир?
Нет. Я был членом многих групп (хотя мне
больше нравится называть это проектом, нежели группой). Так вот, просто из всех
этих проектов Juno Reactor стал наиболее удачным для меня и моих друзей.
Состав Juno Reactor динамичен и постоянно изменяется. Кто за последнее
время к нему присоединялся или уходил?
Честно сказать, я до сих
пор не определился с окончательным составом. За последнее время я успел
поработать и с болгарской певицей Ниной Николиной (Nina Nikolina), и с
перкуссионистом Мандалой Ландэ (Mandala Lande) из ансамбля Amampondo, и с
гитаристом Billy Idol Стивом Стивенсом (Steve Stevens). Ну вроде всё.
А как же японский гитарист Sugizo?
Да, да… с ним тоже, хотя и не очень долго. Совсем запамятовал.
Как вы вообще познакомились с ним?
Во время интервью, прямо как сейчас здесь с тобой. Он был большим поклонником
Juno Reactor. Мы разговорились и даже немного поиграли вместе. С тех пор начали
плотно сотрудничать.
А работа с перкуссионистами из Amampondo хоть как-то изменила твои
представления о музыке?
Очень сильно. Их чувство ритма, способность совмещать его с весельем и танцами
настолько органично вписываются в музыку Juno Reactor, что заставляют других
участников группы также танцевать и радоваться во время выступлений. Они играют
раскованно, непринуждённо. Если ты однажды заглянешь за кулисы до нашего выхода
на сцену, там царит атмосфера свободы и возникает множество забавных моментов.
Эти ребята постоянно заряжают меня своей энергетикой, в том числе и
музыкальной.
Такой постоянно изменяющийся состав тебя устраивает?
Вполне. Мне кажется, я не ошибся с форматом Juno Reactor. Весь процесс завязан
на одном человеке, и участие других зависит от их персональных качеств. Если
участник начинает негативно влиять на работу проекта, то его можно из него
исключить. В других группах я чувствовал себя неуютно, а здесь мне и другим её
членам комфортно работать, поскольку все ощущают себя свободными в своих
желаниях. Люди могут прийти, люди могут уйти.
Очень многое в твоем творчестве связано с Японией: саундтрек к
Animatrix, тот же Sugiza, первый DVD-диск был записан там. Что тебя привлекает
в этой стране?
Япония всегда даёт необычные возможности для реализации. Первый раз мы
выступали там для 30 человек, а по прошествии некоторого времени начали
собирать площадки уже на 8 тысяч человек. В этой стране получаешь уникальный
опыт. К примеру, давным давно меня попросили написать саундтрек к фильму «Brave
Story» для целого оркестра. Я сразу согласился, ведь мне представился поистине
уникальный шанс, тем более немногим людям могли доверить такую работу. И хотя у
нас тогда ещё не было подобного опыта, в Японии мы быстро справились с
поставленной задачей и сделали всё, как надо. Для нас это было фантастикой!
Знаешь, там происходят действительно странные вещи…
В Японии ты также ставил эксперименты с объёмным звуком, записав свой
концерт на DVD. Расскажи о деталях проекта.
Мне вообще нравится
эта технология, тем более все фильмы сейчас записываются с 3D-звуком, и все
японцы тоже всё слушают в таком формате. Так что проект для нас многое значил.
Сначала мы записали весь концерт и только потом придали звучанию объём, т.е.
делали всю работу после того, как прошло мероприятие. Несмотря на то, что
запись концертов в объёмном звуке является редкостью, мы теперь всегда
стараемся работать в таком формате.
Давай поговорим о Мексике, которая фактически вдохновляет тебя
создавать музыку. Посещал ли ты её когда-нибудь?
Я очень люблю
Мексику. Там живут потрясающие люди. Конечно, порой опасно находиться в этом
месте из-за локальных конфликтов, но оно заряжает энергетикой. Когда мы там
выступаем, у нас всегда остаются положительные эмоции. Помню, мы играли в
Чиуауа, где на наш концерт пришло около 4 тысяч человек. Местные промоутеры
прогнозировали такой наплыв народа, несмотря на то, что пару недель назад
кто-то бросил ручные гранаты в толпу, и были жертвы. Они тогда сказали мне: «О
боже, мы думали, что ты испугаешься за свою безопасность и не приедешь. Ведь в
Англии после такого давно бы отменили выступление!» В Мексике очень динамичная
жизнь, на фоне проблем с наркокартелями и наркотрафиком в воздухе при этом
витает мощная положительная энергетика.
В одном из своих интервью ты говорил, что во время первого приезда в
Россию ты назвал нашу страну одним из миров «Звёздных войн».
Почему?
Потому что здесь, как на рынке, куча разных людей,
монголы, китайцы какие-то, так что всё это напоминает рынок на планете Татуин
из фильма «Звёздные войны».
Хорошо, расскажи о каких-то своих новых проектах…
Сейчас
я работаю c Laibach над саундтреком к фильму «Iron Sky», который выйдет в
сентябре. Также я пишу музыку ещё для одного японского фильма. Ну и конечно,
готовлю новый альбом…
Приоткроешь завесу тайны над ним?
Там будет
присутствовать музыка в стиле speed metal, что сделает его весьма необычным. В
создании одного из треков примет участие уже упомянутый мной гитарист Стив
Стивенс. К сожалению, я не могу тебе все карты раскрыть, а то люди посмотрят
это интервью в интернете, и им альбом наскучит уже до его официального
выхода.
В твоём предыдущем альбоме «Gods and Monsters» есть трек под названием
«Pretty Girl», сильно выделяющийся из общей стилистики альбома. Я так понимаю,
в ней твой голос звучит?
Да, именно. Изначально эта песня вообще
не должна была попасть в альбом. Она посвящена моему отцу и моим детям. В ней
поётся о смерти и жизни. Это многое для меня значит, поэтому я и спел в ней
сам. В конце концов, я подумал, что если она не попадёт в этот альбом, то она
не попадёт уже ни в какой другой.
А в каких-то других треках твой голос можно ещё
услышать?
Да, конечно. Я когда-то начинал певцом, но у меня тогда
получалось только блеять, как козёл. Мне нравится пение, но мне не нравится
петь.
Juno Reactor скоро перевалит за второй десяток. Ты можешь сравнить
электронную танцевальную музыку сейчас и тогда, 20 лет назад?
Мир
изменился, изменилась музыка и процесс её создания. Сегодня можно запросто
скачать из интернета необходимые программы (зачастую нелегально) – вот студия и
готова. Достаточно лишь одного компьютера. Это хорошо, т.к. человеку стало
легче выразить себя через музыку. И на музыку это положительно влияет. Молодёжь
быстро обучается работе со всеми этими компрессорами, лимитерами, эффектами.
Так что мне нравится, что сейчас происходит.
Некоторые утверждают, что сегодня количество коммерческой музыки
постепенно сокращается, и на рынке появляется больше оригинальной и интересной
музыки. Ты согласен с таким утверждением?
Музыка всегда будет
развиваться и меняться, и люди всегда будут заинтересованы в разнообразных её
проявлениях. Что касается меня, то я предпочитаю классику, фолк, рок и
электронное звучание. Но я свято верю в то, что главное предназначение музыки
состоит в том, чтобы делать людей счастливыми вне зависимости от жанровой
принадлежности того или иного произведения. Лично мне импонирует музыка,
которая позволяет переместиться в другие миры, которая дарит мне мечту и
чувство любви.
Может так случиться, что в будущем ты полностью откажешься от
электронного звучания в своём творчестве?
Творчество Juno Reactor
не является электронной музыкой в её истинном значении. Для меня всё это
оборудование, синтезаторы, компьютеры являются лишь средством, с помощью
которого я могу манипулировать звуками. Поэтому я не могу сказать, какая музыка
мне нравится больше всего, электронная или акустическая. Прежде всего, я люблю
классику. Поэтому хочется как можно быстрее сблизить мир оркестровой музыки с
миром электронной. Думаю, группа и оркестр вместе отлично дополнят друг друга,
и из этого может получиться интересный эксперимент.
А ты чувствуешь, что сегодня у музыки нет
души?
Существует куча продюсеров, которые пишут кучу музыки, и в
какой-то момент они начинают думать, что достигли высшего мастерства, что их
путь к вершине закончен. Но на самом деле это лишь начало пути. И тот, кто это
понимает, тот и будет создавать музыку с душой, тот найдет собственный голос в
музыке, своё звучание. Безусловно, это тяжело. Большинство думает, что написав
определённое количество музыки за определённый срок, можно уже почивать на
лаврах. Но это не так, ведь на этом всё не заканчивается.
Ну что ж, спасибо тебе, Бен.
Тебе спасибо. До новых
встреч.