У большинства поклонников электронной музыки, выросших на музыке лихих 90-х, голландский проект Klubbheads в основном ассоциируется с прямой бочкой, олдскулом и пампом. Но мало кто знает, что творчество его участников, Куна Груневельда (Koen Groeneveld, или Boozy Woozy) и Эдди ван дер Цвана (Addy van der Zwan, или Itty Bitty), сегодня представляет собой совсем иные музыкальные вкусы. Журналист DJ.ru пообщался с Klubbheads во время их последних российских гастролей, решил, как говорится, тряхнуть стариной, а в итоге получилось интервью не только о воспоминаниях одного из самых заметных электронных проектов 90-х годов, но о продюсерах, которые и по сей день идут со временем в ногу.
Привет, ребята. Ну и первый вопрос с дороги. Как вам новый терминал D в
аэропорту Шереметьево?
Кун: Красавец! Я увидел его еще неделю назад, когда летал
выступать на Сахалин. Долгий полет был, черт побери. (улыбается)
Давайте вспомним ваше прошлое. Почему Ян Вурманс (Jan Voermans, или
Greatski), третий участник проекта, от него отделился?
Эдди: Изначально наша компания состояла из трех человек: Куна, Яна и
меня. Мы с Куном решили покинуть ее в 2005 году, а Яну пришлось заниматься
делами компании самостоятельно. Со временем мы осознали, что по-прежнему
являемся креативной силой Klubbheads. Для нас это было обыкновенным состоянием,
ведь по сути мы вдвоем с Куном занимались проектом, потому как Ян больше не
писал с нами музыку.
Кун: И до 2005 года большая часть материала создавалась на
нашей студии. Ян являлся скорее бизнесменом, нежели продюсером. Когда мы
покинули компанию, то закрепили за собой бренд Klubbheads и продолжили вдвоем
заниматься проектом.
В свое время вы работали вместе с Полом Элстаком (Paul Elstak), диджеем
и продюсером, продвигающим в массы хардкор. У вас в Голландии этот стиль до сих
пор популярен?
Кун: В Голландии проходит много вечеринок, на которых Пол Элстак
играет по три-пять раз за каждые выходные. Так что хардкор до сих пор жив! Но
если говорить о наших личных предпочтениях, то нас он никогда не привлекал.
Честно сказать, мы и не писали хардкор как таковой, а просто переделывали
оригинальные треки в коммерческие версии для радиостанций. Так что к настоящему
хардкору, который пишет Пол Элстак, мы не имеем никакого отношения. Ну если не
считать пары треков, которые мы написали в ранние 90-е ради забавы.
Считаете ли вы, что трек «The Launch», написанный совместно с DJ Jean,
сыграл значительную роль в вашей карьере?
Эдди: Безусловно, т.к. он имел огромный успех у поклонников
электронной танцевальной музыки, хотя изначально мы даже не предполагали, что
может так получиться. Мы потратили на его создание около трех часов, не
придавая ему серьезного значения, а он взял и стал настоящим международным
хитом.
Я смотрю, вы все пишите ради забавы…
Эдди: Хаха… да, именно. Так и надо делать, а то проливая горькие слезы
и делая серьезную мину, хорошего трека ты точно не сочинишь. (смеются)
Ваши нынешние сольные проекты по звучанию близки к стилю минимал-тек, и
это большая разница по сравнению с Klubbheads. Почему вы решили так кардинально
его поменять?
Кун: Каких-то особых причин здесь искать не стоит. Мы просто любим
разную музыку, будь то техно или хаус, и пишем ее уже на протяжении многих лет.
Когда трек готов, то мы смотрим, подходит ли он по звучанию под один из наших
проектов. Если нет, то приходится создавать новый.
Но ведь и у Klubbheads существенно изменилось звучание. Взять хотя бы
последние релизы «Konv3rt» и «Dubbfunking»…
Кун: Мы перестали писать музыку для Klubbheads в их привычном
классическом стиле еще в 2003 году. Тогда многие воскликнули: «О, да о вас со
временем забудут!» Прошло семь лет. И что мы видим? Нас по-прежнему зовут
играть на вечеринки, где просят ставить классические треки Klubbheads. И это
круто! Ведь в чартах вы сегодня не увидите подобной музыки, никто треки с таким
звучанием больше не пишет.
А почему? Оно стало непопулярным, коммерчески не выгодным?
Кун: И то, и другое верно. Публика потеряла к нему интерес еще семь
лет назад. И это нормально в связи с постоянным развитием электронной
танцевальной музыки.
Получается, что Klubbheads медленно, но верно уходят в сторону
техно?
Эдди: Нет, не совсем так. Сейчас мы активно занимаемся ремиксами на
наше старое творчество и переделываем его под реалии сегодняшнего дня.
С произошедшими изменениями в творчестве наверняка сменилась и публика,
которая приходит на ваши выступления…
Эдди: Десять лет назад люди приходили в клуб одни, а теперь они берут
с собой своих детей. (смеются) Поколения меняются, с ними эволюционирует и
музыка. И если сейчас на выходе из какого-нибудь голландского клуба вы спросите
человека, кто такие Klubbheads, то в ответ получите лишь молчание. Другое дело,
когда специально проводят вечеринки, посвященные олдскулу. Но в большинстве
клубов сегодня уже не знают Klubbheads.
Хорошо. Давайте тогда поговорим о вашей сегодняшней деятельности.
Расскажите подробнее о вашей компании Unit 54. Что она собой
представляет?
Кун: На самом деле это всего лишь адрес здания, в которой находится
наша студия, так что сложно назвать это целой компанией или брендом. Это
наименование используется лишь в нашей внутренней документации, когда заходит
речь о выплате гонораров. (улыбаются) Хотя тут можно проследить связь с
одноименным нью-йоркским клубом, который был очень популярен в 70-е годы.
А почему ваш лейбл D.N.A. больше не функционирует?
Кун: Он был своеобразным продолжением лейбла Blue Records, в котором
мы когда-то работали в качестве наемных менеджеров. Затем мы решили создать
собственную компанию под названием Digidance, в рамках которой было решено
создать отдельный лейбл для Klubbheads. Когда пять лет тому назад мы покинули
Digidance, то D.N.A. практически сразу «сдулся».
Вообще за всю жизнь вы успели понаоткрывать кучу различных лейблов и
писать музыку под разными псевдонимами. Но разве не выгоднее развивать
супербренд наподобие Toolroom Records или что-то похожее?
Эдди: Чем мы сейчас и занимаемся. На данный момент у нас два лейбла,
на которых мы сосредоточили все свои силы: _aBZoluT. для тек-хауса и техно и
Nasty Tunes для хауса и электро-хауса.
Для вас важно, с чего играет музыку диджей?
Кун: Пять-шесть лет назад переход с винила на «цифру» для меня казался
весьма странным. Тогда диджеинг по сути заключался в сведении и скретчах. Но
после пары-тройки раз игры на CD-проигрывателях я сказал винилу «Прощай!»,
поскольку понял, насколько шире возможности дисков. Помимо этого они не скачут,
легче и компактнее. К лэптопам я вообще отношусь скептически, т.к. играть на
них скучновато. А представь, если на них случайно прольешь водку?
(смеется)
Наверняка вы уже успели оценить новые проигрыватели Pioneer CDJ-2000.
Может и с USB-флешек поиграли даже?
Кун: CDJ-2000, конечно, технологически продвинутое оборудование, но
вот с флешки меня играть не прельщает совсем. Неловко себя будешь чувствовать,
если приедешь выступать в клуб и только там узнаешь, что где-то умудрился ее
потерять. Особенно, когда придется объяснять организаторам вечеринки причину
твоей невозможности отыграть сет. (смеются)
Вы уже больше пятнадцати лет занимаетесь диджеингом и пишете музыку.
Как повлияла на ваше творчество цифровая революция?
Эдди: Мне она сыграла только на руку, т.к. с помощью цифровых
технологий мои возможности значительно расширились, а скорости увеличились.
Конечно, пятнадцать лет назад тоже все было красиво и романтично - огромные
микшеры, куча «железа», студия, напичканная всевозможным оборудованием, - но
один компьютер все-таки красивее, а главное, удобнее. (улыбается)
Кун: Я до сих пор вспоминаю, как мы писали музыку пятнадцать
лет назад и как пишем ее сейчас. Это как из тюрьмы в рай попасть.
Имеете в виду, что музыку стало писать легче?
Кун: «Легче» - не совсем правильное слово. Пользоваться оборудованием
стало легче, но музыка – это, прежде всего, идеи. А появление компьютера
ознаменовало собой новые музыкальные эксперименты и задумки. Хотя я по-прежнему
могу писать олдскул, но в разы быстрее и на порядок качественнее, чем это было
раньше. Но из-за доступности оборудования и программного обеспечения резко
увеличилось количество музыкального ширпотреба. И не только в электронной
музыке. Рок- и поп-музыканты, к примеру, сейчас совершенно также бездушно пишут
песни, только используя при этом живые инструменты. В этом лишь разница.
В последние годы развелось большое количество всевозможных лейблов. Это
помогло музыке или обесценило ее?
Эдди: Сегодня участие лейблов уже не так важно, как раньше, потому что
во время поиска музыки в интернете ты видишь лишь названия, а лет двадцать
назад ты мог наблюдать лишь 12-дюймовую пластинку с огромным логотипом лейбла
на ней. Конечно, всегда будут существовать такие крупные лейблы, как Toolroom,
Spinnin’ или Defected, но сейчас их количество существенно сократилось. Если ты
сегодня находишь качественный трек, то обычно не обращаешь внимания, на каком
лейбле он был выпущен, и играешь его лишь потому, что он качественный.
А как же грамотный промоушн и дистрибьюторские сети? Ведь у крупных
лейблов они хорошо налажены…
Эдди: Да, верно подмечено. Именно из-за этого крохотные лейблы в
будущем не выживут.
Кун: Если пятнадцать лет назад в мире насчитывалось, условно
скажем, 1000 лейблов, то сейчас эта цифра составляет 100 000. И действуют они
на территории более чем восьмидесяти государств. Раньше руководство лейблов
располагалось в офисе в каком-нибудь Амстердаме или Лондоне, а сегодня ты
можешь рулить делами компании хоть на ферме в Восточном Китае. (смеется) С
развитием интернета возможности стали практически безграничными.
Тогда как начинающему продюсеру получить известность среди всей этой
каши?
Эдди: Достаточно всегда гнуть свою линию, продвигать свой собственный
стиль.
Ну сейчас все так говорят…
Кун: И это действительно так! К примеру, два года назад никто не знал
моего имени на международной минимал-тек сцене, и если кто-то находил трек под
авторством Куна Груневельда, то сразу спрашивал: «Что это за хрен еще такой?»
Но спустя некоторое время мой продакшн начали узнавать. И не из-за деятельности
Spinnin’ Records или моего участия в Klubbheads и Hi_Tack, об этом тогда никто
даже не догадывался. Так что собственный стиль и качественные треки
сегодня уравнивают всех в возможности «выстрелить» на электронной танцевальной
сцене.
Тогда такой вопрос: знаете ли вы каких-нибудь российских
продюсеров?
Эдди: Честно говоря, нет.
Но не думаете же вы, что у нас в стране нет хороших продюсеров?
Эдди: Уверены, что есть. Просто мы их не знаем.
Получается, что проблема совсем не в выработке собственного стиля, а в
его раскрутке, в пиаре?
Кун: Тут еще от музыкального направления зависит. Для хаус-музыкантов
нужен хороший промоушн, минимал-тек продюсерам куда проще в этом плане. Я,
например, знаю нескольких украинских ребят, треки которых очень хорошо
продаются на Beatport.com. Безусловно, большим плюсом для продюсера будет
налаживание связей с уже зарекомендовавшими себя на рынке лейблами из
Голландии, Великобритании или Германии.
Кстати, Кун, в 2009 году ты занял седьмое место в известном рейтинге
House Planet DJ. Не странно ли тебе там находиться наряду с Армином ван Бюреном
(Armin van Buuren) и Tiesto, который к тому же занял в нем первое место?!
Кун: Да я сам в шоке. Но это не меня надо спрашивать, а тех, кто
голосовал. Я лишь поместил на свои странички в Facebook, MySpace и Twitter
призыв проголосовать за меня. (улыбается)
Для тебя важно находиться на высших строчках таких рейтингов?
Кун: Конечно. Если ты любишь музыку, играешь ее и хочешь, чтобы твое
имя узнавали и ассоциировали с ней, то просто необходимо светиться в подобного
рода рейтингах.
Какова история создания ремикса на композицию «Out of the Blue» старого
проекта System F Ферри Корстена (Ferry Corsten)?
Эдди: В этом году исполнилось десять лет с момента создания этой
замечательной композиции, поэтому Ферри решил выпустить сборник из десяти
ремиксов аккурат в 2010 году. Он просто попросил нас принять участие в этой
затее.
Вы настолько часто приезжаете в Россию, что уже пора сменить место
жительства…
Эдди: Ну уж нет. У нас в Голландии живут семьи, так что мы будем
сильно скучать по ним, если переедем сюда жить навсегда.
Ребята, у вас за плечами столько проектов помимо Klubbheads: и
Drunkenmunky, и Hi_Tack, и Da Klubb Kings, и куча других. Какой, по-вашему
мнению, самый успешный из всех?
Кун: Безусловно, Klubbheads. Ведь мы выпустили свой первый хит еще в
1995 году, а спустя четырнадцать лет мы все равно выступаем как Klubbheads, так
что он для нас самый долгоиграющий и успешный. Конечно, сегодня мы продюсируем
музыку для множества проектов, т.к. прошло много времени, звуки и оборудование
изменились, мышление стало другим. Поэтому нам интересно писать разнообразную
музыку, и мы не можем себе представить ситуацию, если вдруг зациклимся на одном
стиле - это не наш случай.
Хотели бы вернуть 90-е назад?
Эдди: Если только некоторые их элементы, к примеру, иногда мы
используем старые сэмплы в новых композициях. Но нам нравится наше сегодняшнее
творчество, вдохновение для которого мы черпаем как из 90-х, так и из 80-х. А
Кун даже до 70-х добирается! (смеются) Вот буквально недавно мы выпустили
обновленную версию трека «Turn Up the Bass», для которого уже планируется
выпустить ремикс-пак в стилях хаус, электро-хаус и тек-хаус.
Кун: На самом деле артисты с давних времен делали кавер-версии
на старые треки: так было в 90-х, когда они переделывали музыку 70-х и 80-х;
так происходит и сейчас, когда переделывают музыку 90-х. И такая
преемственность звучания по-настоящему важна, тем более что она нравится
людям!
В связи с этим, какое будущее у Klubbheads?
Кун: На 2010 год мы запланировали много гастролей в России, потому что
с вашей страной нас связывает давняя дружба. Первый раз мы здесь выступали в
далеком 1997 году и с этого момента хотя бы раз в год приезжали сюда играть.
Тринадцать лет в России! С ней у нас связаны самые теплые воспоминания, поэтому
сейчас мы подумываем о классическом туре Klubbheads. Ну и конечно, ремиксы. В
этом году мы хотим выпустить новые версии пары-тройки самых известных треков
проекта.
А что насчет перспектив в вашей сольной карьере?
Эдди: В этом году у меня выйдет несколько новых треков и ремиксов.
Пока ничего определенного сказать не могу, к сожалению.
Кун: А у меня, можно сказать, выходит целый альбом в течение
следующих двух месяцев – восемь треков на четырех релизах. Вполне достаточно,
по-моему! (смеется)
Неужели до сих пор выгодно выпускать альбомы?
Кун: Сегодня практически каждый артист выпускает как минимум по одному
альбому раз в год. Но это делается скорее ради промоушна. Хотя в наши дни
дешевле и проще выпустить альбом, чем пару десятков лет назад. Закачал восемь
треков в интернет и всё. А раньше приходилось записывать диски, рисовать
обложки, заниматься доставкой по магазинам, что являлось весьма затратным
занятием. Да, музыкальный бизнес на сегодняшний день переживает не очень
хорошие дни, но зато у отдельно взятого артиста есть возможность бюджетно
раскрутить своё имя.
Скучаете по тем временам, когда могли взять в руки винил или
компакт-диск, ощутить его физически?
Эдди: Большинство людей говорит о том, как же они скучают по прошлому
и как разочарованы в дне сегодняшнем, но мы не из этих зануд. Нас вполне
устраивает настоящее. Да, конечно же, мы скучаем по нашим воспоминаниям, потому
что человеку свойственно скучать по всему, что его когда-то тронуло. Тогда
музыкальная индустрия была мощнее, и треки большее значение для людей имели.
Пожалуй, это для нас было важно.
Сейчас коммерция вязла верх?
Эдди: Публика – наш босс. Если людям пластинка не понравится, они ее
не купят. Так что в любом случае хорошая музыка всегда побеждает.
Что значит хорошая музыка?
Эдди: Не могу сказать. Честно-честно. За все годы нашего творчества мы
так и не поняли, как сделать хит. Просто материализуем свои мысли, свои идеи.
Сначала трек может не понравиться, а через две недели в студии ты от него
будешь писать кипятком. Еще одна важная для нас деталь – сможем ли мы сами
играть его в клубах.
Ну что ж, спасибо вам огромное, ребята, за то,
что выделили время на интервью.
Эдди: И тебе тоже спасибо.
Кун: До встречи на танцполе!
не знал что в 2003 году они поменяли формат
О, помню те времена когда мы колбасились под клабхедс - отрывались от души!