Пока столбик термометра неумолимо приближается к отметке -30, в московском лофт-клубе Copenhagen готовятся встречать лето. Как такое возможно, спросите вы? Очень просто. 30 января там выступит уругвайский музыкант и экспериментатор Густаво Браветти (Gustavo Bravetti). Он впервые приезжает в Россию со своим уникальным живым шоу Alternative Controllers, в котором использует в качестве инструментов любые гаджеты, начиная от мульти-падов и дистанционных пультов Wii до перчаток виртуальной реальности и датчиков расстояния. В эксклюзивном и самом подробном на сегодняшний день интервью порталу DJ.ru музыкант рассказал о своем предстоящем выступлении, а также поделился с читателями профессиональными секретами.
Густаво, привет. К сожалению, в России пока мало слышали о твоем
творчестве. Поэтому предлагаю немного покопаться в прошлом, чтобы российские
поклонники больше о тебе узнали.
Привет! Конечно, не вопрос. Начинай!
Как известно, твои родители тоже были связаны с музыкой. Это как-то
повлияло на твою дальнейшую судьбу?
Мой отец был настоящим
олд-скул рокером и хиппи, играл на гитаре, но последний раз я его видел, когда
мне было три года. Моя мама тоже раньше играла на гитаре и пела, и вместе с
бабушкой они всегда поддерживали мои начинания в музыке, несмотря на то, что в
моей стране обычно это воспринимается как хобби, максимум - как вторая или даже
третья работа. Моя семья жила очень скромно, но мама как-то достала деньги,
достаточные для покупки мне моего первого компьютера, бразильского варианта
Sinclair ZX Spectrum, простеньких клавиш Casiotone и синтезатора Yamaha DX21.
Именно эти инструменты и определили мое будущее.
В твоей официальной биографии написано, что семплеры и другое
профессиональное оборудование в Уругвае в то время было весьма трудно достать.
Так как же ты тогда тренировал свои музыкальные навыки, не имея всего
этого?
Мое первое знакомство с профессиональным оборудованием
произошло в тот период, когда мама записывала вокал на различных студиях. Там
всегда можно было поиграть на синтезаторах, грувбоксах и других инструментах,
поэтому основы игры на них я изучил самостоятельно. По прошествии некоторого
времени я занялся программированием ритмов и синтезаторов для других
музыкальных групп. А в процессе изучения руководств пользователей,
прилагавшихся к оборудованию, мне даже удалось выучить технический английский
язык на начальном уровне. Тогда мне было всего 14 лет.
В начале 90-х писать электронную музыку было недешевым занятием. Каким
образом ты зарабатывал деньги на свое увлечение, особенно учитывая скромную
жизни твоей семьи?
Моего ZX Spectrum и DX21 явно не хватало, чтобы писать качественную музыку даже
по стандартам тех времен. Ради возможности изучать оборудование мне приходилось
либо покупать его за деньги, либо обменивать на результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе взамен на авторские права на свои первые релизы.
Также мне материально помогал друг, благодаря которому удалось купить
синтезатор TS10 фирмы Ensoniq. С этого момента я стал работать сам на себя, а
моя студия постепенно начала разрастаться.
Сложно было пробиваться к вершинам южноамериканского музыкального
Олимпа?
Знаешь, в Уругвае у меня никогда с продвижением проблем
не было, но вот за его пределы выйти было непросто. Я выпустил массу треков и
дисков у себя на Родине, некоторые даже попали за границу. Но дальше с этими
дисками происходила удивительная история. Они состояли из треков, авторство
которых принадлежало или мне, или другим музыкантам. Но исполнительные
продюсеры (и основные "кукловоды" на электронной сцене в то время), которые по
совместительству являлись еще и ди-джеями, использовали эти диски для
собственного продвижения. Они попросту придавали им вид компиляции, разбивая
диск на треки, авторство которых принадлежало выдуманным артистам. Но стоило
заглянуть под обложку диска, чтобы в самом ее низу увидеть имена настоящих
композиторов, напечатанных мелким шрифтом. Но как только подобные каналы были
перекрыты, а на континенте люди стали массово пользоваться Интернетом, то мои
дела сразу пошли в гору. Хотя, честно признаться, удача в этом мне тоже
сопутствовала.
Интернет, наверное, оказал большое влияние на твою
популярность...
Безусловно. Большинство моих выступлений
организовываются с помощью всемирной паутины. Это отличный способ показать себя
миру. А если его соединить с парочкой полезных контактов, то считай, что начало
карьеры уже положено. Причем дальнейший успех не всегда зависит от того,
сколько ты сам лично вложишь в него сил, скорее от того, как ты им
распорядишься. Но обычно при халтурном или неадекватном подходе к работе он
быстро тебя покидает. Так что запомните, у вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление!
Расскажи о своем, как ты его сам называешь, "первом незабываемом
ремиксе"...
История с первым ремиксом началась с моей собственной
инициативы сделать переработку трека "Cocaine" от The Max. После подготовки
басовых партий и нескольких звуков, я попросил маму оплатить мне два часа в
студии с аналоговым рекордером, где я и записал свой первый трек с помощью
маленького семплера, который одолжил у своего друга. У него были лишь основные
функции семплирования, даже никаких выходов не было предусмотрено, кроме как на
колонки. Поэтому мне пришлось порядочно попыхтеть, чтобы подключить его к
студийному микшеру. Когда ремикс был готов, то я в этот же день с кассетой
побежал в самый лучший клуб Монтевидео (столица Уругвая - прим.авт.) и отдал ее
местному ди-джею. Он ее сыграл. Людям музыка понравилась, и они под нее активно
отплясывали. Эта картина захватила мой разум, словно наркотик. Пути назад уже
не было.
Ты пишешь музыку уже на протяжении 18 лет, но стал популярен на весь
мир только в 2004 году, после выхода трека "Native Soul" на компиляции "Pacha
Ibiza 2004", выпущенной Renaissance Records...
Хаха... На самом
деле история намного забавнее. Я лично передал "Native Soul" владельцу лейбла
еще в 2003 году, когда он в качестве ди-джея выступал в Уругвае. Но тогда он
даже не послушал его, просто выбросил. Через год он вновь приехал на гастроли в
Уругвай. Но тогда нас друг другу представил другой ди-джей, который показал
владельцу Renaissance Records мою домашнюю студию. Как только он прослушал
"Native Soul", то немедленно попросил у меня принтер. Я спросил: "Зачем
принтер?" А он ответил: "Распечатать контракт артиста с лейблом, чтобы ты его
подписал!"
И какова была твоя реакция, когда ты узнал, что "Native Soul" получил
статус "убийцы танцполов" и стал знаменит на весь мир?
Я замер
буквально на секунду, по-настоящему ощутив успех, а затем воскликнул:
"Вааааауууу!"
Кстати, этот трек был выпущен под псевдонимом Maldonado. А почему ты
потом стал выступать и писать музыку под именем Gustavo
Bravetti?
На самом деле, два имени - это идея лейбл-менеджера. У
меня в то время готовился выход сразу двух EP: "Native Soul" являлась более
мейнстримовой, а другая пластинка - андеграундной и концептуальной. Руководство
лейбла решило использовать для каждого релиза разные псевдонимы. Мне еще тогда
не понравилась эта идея, учитывая что это были вообще мои первые мировые релизы
на виниле, но я в итоге предпочел не возмущаться и оставил все, как есть.
В своих интервью ты также говорил, что видишь музыку как превращение
математики в многообразие эмоций. Что это значит? У музыки нет души, только
сухие вычисления и цифры?
Не совсем так. Звуки могут быть сведены
до вычислений и цифр так же, как слова - до отдельных букв. У буквы нет души,
но комбинируя буквы, мы получаем слова. Слово имеет определенное значение и
может породить чувства. Затем соединяя слова, мы получаем предложения, которые
могут восприниматься как послания души. Теперь ответь, есть ли у буквы душа?
Или у человека, который составляет и/или воспринимает предложения? Язык -
продукт разума, и даже ребенок понимает, что слова и предложения могут
порождать чувства. Поэтому когда я говорю "музыка - это превращение математики
в многообразие эмоций", то просто хочу показать, чем может являться музыка,
если на нее посмотреть с иного ракурса. Ты понимаешь, что означает слово
"грустный", потому что когда-то выучил его значение. Но тебя никто не научит,
как нужно чувствовать грустную мелодию. Это от природы, ты просто это
чувствуешь - в этом и заключается красота!
Что собой представляет твое знаменитое живое шоу Alternative
Controllers?
Alternative Controllers - это соединение инноваций,
разнообразия технологий и визуального общения в единое целое. Чтобы было легче
понять, представь, что я хочу смодулировать четыре звуковых параметра для
живого выступления. Во-первых, использование в таком случае четырех рычажков на
midi-контроллере является обычным способом, но это слишком просто. Во-вторых,
людям весьма проблематично понять, над чем ты сейчас колдуешь за контроллером
(если, конечно, на сцене не стоит камера). В-третьих, у тебя, в конце концов,
всего два больших пальца на руке, и вряд ли ты сможешь повернуть два рычажка
одновременно.
Взять, к примеру, перчатку виртуальной реальности, при использовании
которой можно управлять определенным звуковым параметром при помощи простых
движений пальцами или смены их местоположения. Результат налицо: публика лучше
понимает, что происходит на сцене, поскольку такая технология позволяет
нагляднее увидеть процесс воздействия на звуки, чем просто поворот рычажка на
midi-контроллере. А если потренироваться, то можно управлять четырьмя
параметрами одновременно. И потом у тебя всегда свободна вторая рука, которой
можно выполнять другие задачи.
Одна из любимых "примочек", которая особенно нравится публике, -
мульти-пад. В действительности это обыкновенные электронные барабаны,
но я решил использовать их и для создания мелодий, как midi-пианино. Визуально
они более привлекательны для человека. Не последнюю роль в этом играет фактор
отскока, позволяющий играть ноты быстрее.
Пульты от Wii стоят наравне с остальными альтернативными
контроллерами, т.к. тоже удобны в использовании и визуально привлекательны. Они
управляют звуковыми параметрами, и при этом я одновременно могу играть на
мульти-паде. Или с помощью них я дистанционно контролирую процесс выступления
во время контакта с публикой без надобности стоять возле оборудования.
Датчики расстояния тоже классная вещь. Я часто их использую, чтобы
получить кратковременные звуковые эффекты. Они начинают действовать только
тогда, когда подносишь к ним руку. А затем, приближая или отдаляя руку, ты
можешь контролировать громкость. Сейчас, кстати, я разрабатываю датчики
движения, основанные на софте от Arduino. Так что в этом году у меня выйдет
новая их модификация, с помощью которой я смогу управлять не только звуковыми,
но и визуальными эффектами.
Чувствуешь ли ты себя с такими технологическими штуками и безупречными
навыками южноамериканским Джеймсом Забиелой (James Zabiela)?
Мне
нравятся работы Джеймса, но честно говоря, я ни разу не наблюдал его
выступление в живую. Хочется все же надеяться, что я создаю и делаю что-то
свое, оригинальное, но сравнение с Забиелой в любом случае мне приятно.
А ты когда-нибудь сам наблюдал за работой других ди-джеев? И как ты
реагируешь, когда кто-то наблюдает за тобой?
Я выступал на сцене
с известнейшими артистами, и помимо отличной музыки и безупречного микширования
я всегда жду от них чего-то, чем они смогут меня удивить. Что касается людей,
стоящих позади меня, то нет никаких проблем. Стойте, наблюдайте, но только не
мешайте. Особенно я люблю наблюдать лица людей, когда я нажимаю комбинацию
кнопок на моем midi-контроллере, а в Ableton Live в это время запускает
несколько клипов. Одновременно с этим я сейчас работаю над визуальным шоу, во
время которого все, что я делаю, будут показывать на видео. И люди вместо того,
чтобы выглядывать из-за моей спины, смогут все прекрасно увидеть на огромных
видеопанелях - не только технологию выступления, но и сам процесс, когда
крутятся-вертятся всевозможные рычажки, слайдеры и прочие прибамбасы.
Я так понимаю, что серия видеороликов под названием iProducer является
одним из воплощений такой идеи?
Верно. Я открытый человек и
привык со всеми делиться, поэтому iProducer призван показать технику работы с
Ableton Live вместе с подсказками и трюками. Идея заключается в том, чтобы
создать динамичный учебный курс, а не банальное пошаговое руководство для
новичков, используя необычные комбинации из действий, которые могут привести к
весьма неожиданным результатам. Я бы сам обучал студентов, но из-за большой
загруженности и отсутствия свободного времени серия видеороликов iProducer
сейчас представляет собой наилучший способ поделиться своими идеями с
обществом.
А сейчас в интервью ты можешь поделиться парой секретов и какими-то
специальными "фишками", которые помогают достичь тебе столь уникального
звучания?
Самое ценное в сочинении электронной музыки - опыт.
Поэтому бросайте играть в компьютерные игры и играйтесь с синтезаторами! Время,
которое вы потратите на изобретение, тестирование и эксперименты с
оборудованием, будет компенсировано качеством ваших дальнейших работ. Не ищите
универсальный плагин, с помощью которого ваше звучание достигнет
профессионального уровня - такого в природе не существует. Сейчас также
возможно писать качественную музыку без применения цифровых рабочих
аудиостанций. В общем, прекращайте болтать и приступайте писать музыку. Это,
кстати, касается и пресловутого вопроса "цифра против винила".
Пару советов новичкам. Изучайте и подражайте, используйте руководства и лекции
своих любимых продюсеров, чтобы в будущем создать свой собственный музыкальный
материал. С получением практических навыков вам уже не понадобятся все эти
подсказки, и совсем скоро вы сможете создать свое собственное и отличное от
других звучание. И не забывайте, что эмоциональное наполнение трека намного
важнее, чем его техническая сторона. Избегайте чрезмерного использования
виртуальных эффектов и синтезаторов, потому как 110% от одного трека лучше 20%
от десяти.
В прошлом году компания Pioneer выпустила проигрыватели CDJ-2000. Успел
ли ты их уже опробовать?
Когда я только начинал ди-джеить, то
использовал только виниловые проигрыватели. На CD-проигрывателях тогда даже
питча не было, да и порой приходилось сводить на кассетах. Так что по сравнению
со всем этим CDJ-2000 являются выдающим изобретением. Получи я такие вертушки в
те времена... уххх! Но с другой стороны, существует и негативный аспект такого
пристального внимания к технологиям. Поймите меня правильно, я всеми руками за
их развитие и за функции, которые упрощают работу ди-джея. Но у меня есть
правило: если ты экономишь время, используя новый гаджет, то потрать его на
что-то еще. Другими словами, если я вижу ди-джея, играющего на CDJ-2000, то мне
уже будет неинтересно наблюдать за его аналогичной игрой на моделях классом
ниже.
Ты являешься создателем программы Push & Pull для Ableton Live.
Каковы ее функции?
Однажды мой друг попросил меня в живую сыграть
несколько треков во время его ди-джейского сета. Но при этом предупредил, что
лайвы в программе будет сложно комбинировать с его сетом ввиду отсутствия
функции pitch-bend, которая не была предусмотрена в шестой версии Ableton Live.
Проще говоря, функция pitch-bend действует так же, как кнопки push и pull на
CD-проигрывателях. С ее помощью выравнивают темп треков, играющих с двух разных
носителей. Даже если он кажется одинаковым, то в любом случае из-за
человеческого фактора потом придется исправлять небольшие погрешности. Я
попытался сделать такую функцию для шестой версии Ableton Live, и у меня это
получилось. После тестирования и испытаний в реальных условиях я убедился, что
она действует на 100%, и только после этого открыл общий доступ к этой
программе. Итог: положительные отзывы и тысячи скачиваний. В результате функцию
pitch-bend включили в седьмую версию Ableton Live.
Ты создаешь софт сам или привлекаешь других
программистов?
Единственным человеком, которого я когда-то
попросил помочь в этом деле, был Ben X Tan, талантливый музыкант, программист и
просто мой хороший друг из Австралии. Он является изобретателем PMIDIC,
приложения к одному из контроллеров, который я использую в своих живых
выступлениях и который позволяет, к примеру, использовать светодиоды для
контроля за синтезаторами или звуковыми эффектами. Сейчас я, правда, его не
использую из-за помех, которые надеюсь устранить в ближайшее время с помощью
нового оборудования, которое сам и разрабатываю. Что касается остальных
программ, то большинство из них используются, чтобы связать оборудование и
софт, которые участвуют в моих живых выступлениях, между собой. Я написал их
самостоятельно с помощью Synthmaker, Reaktor, различных скриптов и пр. Сегодня
я экспериментирую с Max For Live, Processing и VVVV, микроконтроллером,
основанном на платформе Arduino, на которой будут завязаны мои следующие
альтернативные контроллеры.
Что связывает тебя с Native Instruments?
Это просто
анекдотический случай. Как-то раз я играл на крупной вечеринке в
Рио-де-Жанейро, периодически болтая с артистами о новых треках и оборудовании,
пока один из них не сказал: "Густаво, ты должен поработать на Native
Instruments". Тогда я ответил: "Не получится, так как... (пауза) я не знаю
немецкий язык!" Мы посмеялись и продолжили болтать дальше. В следующий
понедельник мне на электронную почту приходит письмо от Native Instruments с
предложением стать звукодизайнером для их синтезаторов. Я всегда любил их
продукцию, поэтому это было честью для меня принять их приглашение. В итоге я
успел изготовить различные звуки для Massive и Spark, а до последнего времени
работал с синтезаторами, основанными на ядре Reaktor.
Ну что ж, Густаво, спасибо тебе за столь подробное интервью и удачного
дебюта в России!
И тебе спасибо. Постараюсь не подвести и всех
приятно удивить.
Меня редко чем удивишь, но на этого парня хочется сходить. Как говориться, это вам не сиськами махать за пультом