Чтобы музыка не прерывалась в фоне, необходимо приобрести Premium аккаунт (всего 100 руб. в месяц). Подробности можно посмотреть на странице покупки.
Присоединяйся
Регистрация
Warner Music Group, Universal Music Group и Sony Music Entertainment заключили совместное лицензионное соглашение с AI‑стартапом KLAY. Договор открывает доступ компании к тысячам записей для обучения модели, но уже вызвал критику со стороны профсоюзов музыкантов и усилил дискуссию о правах авторов в эпоху генеративного ИИ.
Три крупнейших лейбла — Warner Music Group (WMG), Universal Music Group (UMG) и Sony Music Entertainment (SME) — подписали лицензионное соглашение с технологическим стартапом KLAY. По описанию в релизе, это соглашение стало первым в своём роде и позволяет KLAY обучать свою модель на «many thousands of recordings» (многих тысячах записей), находящихся в каталогах этих лейблов.
KLAY позиционирует себя как платформа, использующая Large Language Model (LLM), «trained entirely on licensed music» (обученную полностью на лицензированной музыке). В пресс‑сообщении, сопроводившем анонс, компания заявила, что партнёрство позволит «further evolve music experiences for fans, leveraging the potential of AI, while fully respecting the rights of artists, songwriters, and rightsholders.» (дальше развивать музыкальные впечатления для фанатов, используя потенциал ИИ, при полном уважении прав артистов, авторов песен и правообладателей — прим. редакции Dj.ru).
Кроме того, KLAY подчёркивает, что «all experiences created through the platform will enhance, rather than replace, human creativity, ensuring artistry remains at the center and copyright is diligently protected» (все продукты платформы будут дополнять, а не заменять человеческое творчество, гарантируя, что художественное начало остаётся в центре, а авторское право тщательно защищается — прим. редакции Dj.ru).
Основатель и CEO KLAY Ary Attie в комментарии назвал целью компании «always to support and elevate the creativity of our artists and songwriters, while fiercely protecting their rights and works» (всегда поддерживать и повышать творческий потенциал наших артистов и авторов песен, одновременно решительно защищая их права и произведения — прим. редакции Dj.ru).
Представитель Warner, chief digital officer Carletta Higginson, использовала аналогичную формулировку: «Our goal is always to support and elevate the creativity of our artists and songwriters, while fiercely protecting their rights and works» (Наша цель — всегда поддерживать и развивать творчество наших артистов и авторов, при этом решительно защищая их права и произведения — прим. редакции Dj.ru). Higginson также добавила: «From day one, KLAY has taken the right approach to the rapidly‑evolving AI universe by creating a holistic platform that both expands artistic possibilities and preserves the value of music» (С первого дня KLAY выбрала правильный подход к быстро развивающейся вселенной ИИ, создав целостную платформу, которая одновременно расширяет художественные возможности и сохраняет ценность музыки — прим. редакции Dj.ru), а затем: «We appreciate the KLAY team’s work in advancing this technology and guiding these important agreements.» (Мы ценим работу команды KLAY по развитию этой технологии и организации этих важных соглашений — прим. редакции Dj.ru).
Анонс сделки вызвал оперативную реакцию со стороны профсоюза United Musicians & Allied Workers, который опубликовал заявление в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ) в пятницу, 21 ноября. В нём организация выразила обеспокоенность и написала: «The only people who benefit here are the executives of the major labels and AI startups. The musicians whose music is being used to train AI are left with nothing.» (Единственные, кто выигрывает здесь — это руководители мейджоров и AI‑стартапов. Музыканты, чья музыка используется для обучения ИИ, остаются ни с чем — прим. редакции Dj.ru).
Заявление профсоюза отразило основную линию критики: при коммерческих соглашениях между лейблами и технологическими компаниями владельцы и разработчики алгоритмов могут получить значительную экономическую выгоду, в то время как исполнители и авторы, чьи записи используются для обучения, по мнению критиков, не всегда получают соразмерную компенсацию или достаточный контроль над использованием своих работ.
Контракт с KLAY появляется на фоне серии судебных разбирательств и переговоров между музыкальной индустрией и компаниями, разрабатывающими генеративные ИИ‑инструменты. В октябре Universal достигла урегулирования по иску к AI‑фирме Udio, в котором утверждалось, что технологическая компания использовала охраняемые авторским правом материалы «at an industrial scale» (в промышленных масштабах). По информации, аналогичные иски в последние годы подавались от имени индустрии Recording Industry Association of America (RIAA).
Другие споры продолжаются: две из трёх крупнейших компаний ещё ведут дело против Udio, тогда как Warner ранее урегулировала иск против другой AI‑компании, Suno, и при этом объявила о новом партнёрстве, направленном на развитие лицензированных инструментов генеративной музыки. Эти прецеденты показывают, что мейджоры ищут пути юридической и коммерческой интеграции технологий, одновременно защищая каталоги и монетизируя новые применения контента.
Динамика правоприменения сопровождается более широкой дискуссией в креативных индустриях о границах и правилах использования генеративного ИИ для текстового, графического, музыкального и видео‑контента. В ряде случаев платформы и сервисы обновляют свои правила и технические механизмы, чтобы снизить риск несанкционированного использования материалов.
Так, в мае платформа SoundCloud обновила условия использования, уточнив, что она «has never used artist content to train AI models» (никогда не использовала контент артистов для обучения моделей ИИ — прим. редакции Dj.ru) и внедрила технические меры защиты, включая тег «no AI» на сайте, который явно запрещает неавторизованное использование.
Вместе с тем рыночные данные свидетельствуют о быстром росте применения ИИ в создании музыки. Согласно последнему IMS Report по индустрии танцевальной музыки, в 2024 году 60 миллионов человек использовали ИИ для создания музыки. По данным сервиса Deezer, на платформу еженедельно загружаются «10,0000 fully artificially generated tracks» (10,0000 полностью искусственно сгенерированных треков) — показатель, который подчёркивает масштабы и темпы появления контента, созданного с помощью алгоритмов.
Юридические и коммерческие ответы индустрии варьируются от судебных исков до лицензионных соглашений и технических ограничений. Подписанное с KLAY соглашение демонстрирует один из подходов: крупные правообладатели дают лицензии стартапам, при этом публично подчёркивается намерение защищать права авторов и удерживать человеческое творчество в центре продукта. Однако критические голоса указывают на необходимость прозрачных механизмов распределения доходов и контроля для исполнителей и авторов.
Существующие соглашения и их последствия будут внимательно отслеживаться участниками рынка: от правообладателей и разработчиков ИИ до исполнителей, авторских сообществ и платформ, принимающих контент. На практике ключевыми остаются детали договоров: объём прав, условия компенсации, механизмы отчётности, а также технические и юридические гарантии соблюдения авторских прав и сохранения творческой роли человека в процессе создания музыки.
Подписанный пакет с KLAY, согласно релизу сторон, должен открыть новые сценарии взаимодействия технологий и музыкального контента, но одновременно запускает новую волну вопросов о том, как справедливо и прозрачно адаптировать бизнес‑модели музыкальной отрасли к возможностям генеративного ИИ.
Вы в первый раз зашли с помощью социальной сети. Если у вас уже есть профиль на нашем сайте, то вы можете связать ее с соц. сетью. Иначе укажите ваш электронный адрес и зарегистрируйтесь как новый пользователь.