Пытаясь двигаться вперед, оставляя позади атмосферу
вечеринок в стиле old-school rap, а также движимые желанием забыть
разочарования, связанные с inner-city blues (городской блюз в версии 80−х
годов), несколько hip-hop команд решили смешать живой ритм с политической
доктриной для создания нового rap стиля. Такие команды, как Last Poets и Gil
Scott-Heron, Public Enemy, вдохновляемые в 70−е годы политическими деятелями
страны, стали лучшими музыкантами среди political rap групп. Лидер этого
направления Chuck D делал фьюжн ритмов лучше всех рэперов, продолжая обвинять
правительство (в композициях «Black Steel in the Hour of Chaos,» «Fight the
Power»). В своем творчестве он также обращался к таким темам, как культура белой
Америки («Rebel Without a Pause,» «Burn Hollywood Burn») и разнообразным
социально-политическим конфликтам («911 Is a Joke,» «Night of the Living
Baseheads»). Такие команды, как Bomb Squad, KRS-One и его группа Boogie Down
Productions также начали высказывать свое мнение, полязуясь жесткими выпадами и
упреками в сторону власти. Примером этому служат композиции «Illegal Business»
(Незаконный бизнес) и «Stop the Violence» (Остановите насилие), которые
поддерживали чернокожих и обращались к лидерам капиталистического мира.
То, что сначала казалось благодатной почвой для развития музыкальной
культуры, на самом деле оказалось очень недолговечным. Public Enemy сошел с
дистанции после 1991г., и несмотря на большое количество свежих записей от
нового поколения политических рэперов (Poor Righteous Teachers, Paris, X-Clan,
Disposable Heroes of Hiphoprisy), коммерческое превосходство и успех нового
hip-hop направления gangsta rap или G-funk сделали звукозаписывающие
компании менее активными в отношении менее успешной музыки.