Журналист DJ.RU всретился с участниками Радиотранс и выведал интересные подробности о текущем положении и планах развития этого электронного проекта.
DJ.RU - Есть ли какие-нибудь интересные планы и задумки на
будущее?
Эд: Планы? Самые обширные! После перерыва в несколько лет,
Радиотранс - снова на российской сцене. Мы пишем и издаём новую музыку и
собираемся продолжать этим активно заниматься. Ещё хотим провести рейв в
забойном цеху мясокомбината, где во время самой содомистической композиции на
сцене бензопилой распилить живую корову.
Олеся: Ой, не надо!
Эд: шутка :)
Олеся: Собираемся снимать новые видеоклипы, записывать
суперхиты.
Эд: Главная идея такая: не воспроизводить культуру
вторичную - пост-западную, а создавать и максимально продвигать свою новую
музыку. И не только свою. Мы гастролируем по разным городам, и часто ко мне
подходят люди, дают диски со своими творениями. Все делают что-то, сочиняют… В
провинции пишут много музыки. Иногда - очень хорошую музыку. Здесь в Москве
много ди-джеев, которые просто играют пластинки, но ничего не пишут. Видимо
мегаполис на людей так влияет, или просто им лень… накупил пластинок, поиграл в
клубах, денег заработал – и делать больше ничего не хочется. Странное
состояние! На Западе успеха добиваются только те ди-джеи, которые сами создают
и издают качественные треки, клубные хиты. Я об этом разговаривал со
многими ди-джеями. «Музыку сам какую-нибудь писать будешь?» – «Да, буду.
Наверное… я хочу, очень хочу. Но вот только что-то все не собраться, все никак
не начать». И так годами человек только говорит всем, что он обязательно
когда-нибудь создаст свой гениальный трэк. Мне от такого "буксования" удалось
избавиться, постоянно пишу новую музыку. Я думаю, чем больше людей в России это
будет делать, тем быстрее танцевальная культура двинется вперед.
Сейчас уровень этой культуры в России в большой степени потребительский. То
есть существует много клубов, где играет западная музыка – под нее все и
танцуют. Я не призываю прямо сейчас забросить это дело и крутить только русскую
музыку! Тогда крутить будет особо нечего. Лейблы, пластинки с качественной
клубной музыкой, созданной российскими музыкантами – редкое явление. Зайдите в
любой ди-джейский пластиночный магазин – западная музыка на виниле. К чему это
ведёт? Когда в стране импорт превышает экспорт – стране грозит девальвация,
инфляция, экономический упадок. Когда импорт музыкальной продукции превышает
экспорт - это ведёт к упадку музыкальной культуры страны. В результате
поклоняемся раскрученным до небес западным идолам, готовы им платить
многотысячные гонорары, оставляя жалкие остатки своим не раскрученным талантам.
Сегодня в Россию западные звёзды приезжают чаще, чем вчера. Им нужны наши
денежки! Их они израсходуют на хорошие студии, грамотный и агрессивный
промоушн, новые релизы - с целью дальнейшего захвата мирового, в том числе и
нашего, музыкального рынка. Наши таланты могут потратить свои крохотные
гонорары лишь на предметы первой необходимости и на импортные пластинки -
продукт западного музыкального господства, тем самым все, более проигрывая в
гонке музыкального бизнеса, становясь всё менее конкурентоспособными.
DJ.RU - Замкнутый круг?
Эд: Вовсе нет! Выход есть. В качестве движущей силы можно
использовать саму же эту хорошо отлаженную западную машину музыкального
промоушена, просто интегрируясь в неё. Зажечь на мировом небосклоне яркие
русские звёзды, и ситуация выровняется. Начало этому уже положено. Яркие тому
примеры: ТАТУ и ППК. Есть ещё наши музыканты, издающиеся там. Мы тоже кое-что
уже сделали в этом направлении. В Европе изданы уже три получившие определённый
успех пластинки с музыкой моего сочинения. Дальше - больше. Новые релизы не за
горами. Так же я намерен издавать сборники с целью продвижения молодых
талантов. Уже есть интересный материал (техно, транс, прогрессив) с разных
городов России и ближнего зарубежья. Пользуясь случаем, хочу призвать всех
музыкантов не стесняться и выходить со мной на связь.
DJ.RU - Какой музыкальный стиль привлекает вас больше всего на
данный момент?
Эд: Cейчас нравится музыка в стиле new school breaks или
progressive breaks, нравится синти-панк. Не синти-поп, а именно синти-панк,
берлинская волна, где звуки breaks перемешаны с гитарными. Ну и нравится то,
что мы, Радиотранс, стали делать сейчас. Получается нечто новое, на что даже
сложно сейчас повесить какой-либо стилевой ярлык. Несколько лет назад я делал
трек, и отчетливо понимал, что делаю. Например, пишу техно-трек и
получается техно. Или пишу транс и четко понимаю, что я пишу транс. А сейчас
новые вещи делаю и даже не понимаю, какой это стиль. Некое смешение, но не
винегрет. Может быть, это можно назвать чем-то вроде "электронный
нео-пост-панк":) Вообще, пусть музыкальные критики это классифицируют, если
хотят, не мое это дело. Я просто создаю звук, который нравится создавать, и мои
единомышленники участвуют в этом процессе.
Олеся: Мы сейчас выступаем с живыми инструментами, с
перкуссиями, гитарой, дудкой. Вернее флейтой.
Эд: "Дудка" прикольнее звучит, по-русски. В общем наше
выступление происходит так: идет с компьютера ритмическая основа: барабаны,
басы, электронные пады и спецэффекты. Остальное наполнение музыки – тамтамы,
дудка, гитара, вокал – исполняем живьем. Я даже не знаю других проектов,
которые делают что-то аналогичное в формате энергичной клубной музыки
(лаунжевые и джазовые проекты не имею в виду: тут есть замечательные живые
группы). Нас приглашают в какой-нибудь город выступить в клубе – мы приезжаем,
начинаем играть - многие удивляются: «Мы ожидали, что придут люди, поставят
электронные приборы и будут нажимать на кнопки. А тут настоящий живой концерт!»
Я думаю, то что будущее за живой музыкой, потому что создание электронного
звука – уже дело довольно обычное. Современные компьютеры позволяют внутри них
коллекционировать массу всяких звуков и создавать целую виртуальную студию.
Любой школьник, умея пользоваться соответствующими программами и имея
музыкальные идеи, может рано или поздно создать качественный электронный
музыкальный трек. А играть живьем, на концертах – это уже сложнее и интереснее.
Наверное, это то, чем мы выгодно отличаемся от большинства персонажей клубной
сцены.
DJ.RU - Как ты думаешь, легко ли сейчас пробиться начинающему
ди-джею?
Олеся: Конечно, легко!
Эд: Мне трудно сейчас представить себя в шкуре начинающего
ди-джея, трудно даже понять, насколько это действительно сложно или нет. Мне
кажется, если человек талантливый и активный – то пробиться можно всегда, на
любом поприще. Главное, чтобы было не только желание, а действия: дорогу осилит
идущий.
DJ.RU - А чем вы собираетесь заниматься после ди-джейской
карьеры?
Эд: Ну, во-первых, карьера не то чтобы чисто ди-джейская,
но также музыкантская и промоуторская. Начиная со школьных лет, я организовывал
школьные дискотеки, ди-джеил на них, и одновременно участвовал в рок-группе,
пел там, на бас-гитаре играл. А потом всерьёз увлекся созданием электронной
музыки, став одновременно резидент-ди-джеем клуба. В общем, карьера у меня
музыкантско-ди-джейская, как она в принципе, и должна быть, если с западной
точки зрения на это смотреть. Она может длиться еще долго, но параллельно
конечно всякие другие виды деятельности возникают, промоушн, дизайн, возможно
продюссирование других талантов. Вероятно, в будущем я чаще буду заниматься
такими вещами.
DJ.RU - А что сейчас приносит основной доход: музыкальная
деятельность или что-то другое?
Эд: Сейчас музыкальная деятельность, безусловно.
DJ.RU - Как обстоит дело с гастролями?
Эд: Да, естественно гастролируем. И с концертами, и с
ди-джейскими сетами путешествуем по России и за пределами. Обычно по выходным
дням гастроли, а среди недели - студийная работа, написание музыки, репетиции.
Мы сейчас погружены в музыкальную работу. Завтра будем репетировать: соберемся
вместе, и будем петь, играть на инструментах и соединять это с электронной
музыкой.
Олеся: Собираемся ехать в Европу, скоро
будем выступать в Финляндии. Прошлый раз, когда мы туда ехали, нам было очень
интересно, как же финны будут реагировать на русские песни. Сейчас у нас уже
есть новые композиции на английском языке. А тогда вокал был только
русскоязычный, однако реакция людей превзошла все ожидания: массовое веселье,
счастливые лица на танцполе ... теперь нас там уже знают и ждут.
DJ.RU - А когда вы приезжаете в другие города , вас узнают на
улицах?
Эд: Иногда узнают. Вообще мы не слишком часто сияем своими
физиономиями с телеканалов. Киркорова, наверное, намного больше людей узнают на
улице, или Бритни Спирс…
Олеся: Хотя телевизор скоро люди перестанут смотреть
уже…
Эд: Ну не знаю, не знаю. Это мы его не смотрим, большинство
людей по-прежнему смотрят. Вообще телевизор - очень вредная вещь для
сознания, затягивает в себя человеческие мысли и желания. Мозги остаются там, в
телевизоре. Так что лучше смотреть его как можно меньше, особенно все эти
плохие новости.
Олеся: Правильно, лучше посещайте сайт dj.ru!:)
DJ.RU – Вы много выступали на зарубежных рейвах. Как там относятся к
российским музыкантам?
Эд: А также как и ко всем другим. Там вообще людям по
барабану, из какой страны ты приехал, – если ты талантливый, у тебя интересная
музыка, она нравится – все, это самое главное. Там в Европе вообще все
национальности очень сильно перемешаны. Поэтому одновременно на вечеринке могут
играть люди, которые живут на данный момент, например, в Германии, но приехали
туда недавно, а родились где-нибудь в Турции или в Иране, во Франции или в
Африке, или в Бразилии. Все нации перемешаны и на национальности уже мало кто
обращает внимание.
DJ.RU - А как на Западе относятся к такому новому явлению, как
российская электронная музыка, ди-джеи?
Эд: Спросите у западного клабера: «Что вы знаете о
российской музыке?», он ответит: «Да ничего я не знаю, потому что толком ничего
не слышал». Ну, может одно-два имени кто-нибудь назовет. Поэтому туда можно
приезжать, и всем кричать, мол, я из России, но это мало на кого впечатление
произведет. Хотя иногда на эту тему прикалываются. Я играл в Берлине в клубе
Tresor в день, когда в бывшей социалистической ГДР праздновался день
Конституции. Весь клуб был увешан старой коммунистической символикой,
флагами не существующих ныне государств социалистического лагеря. Ди-джеи
играли из разных стран, в том числе и из восточной Европы. На флаере напротив
ди-джеев были указаны старые названия стран их проживания, то есть Восточная
Германия – ГДР, Западная – ФРГ, Чехия - ЧССР, а я был из СССР. Тогда всем было
очень весело узнать, что я Космонавт из СССР.
DJ.RU - А как обстоит дело с танцевальной культурой у вас на родине,
в Эстонии?
Эд: Мы, на самом деле, уже последние года полтора-два там
бываем не очень часто, но каждый раз, когда приезжаем, радуемся. Наш любимый
городок продолжает бурлить. Я участвовал в становлении танцевальной культуры
там, начинал это всё. Приятно видеть, что не зря. Теперь это - часть Европы.
Клубное и party-движение. Несмотря на то, что городок Таллинн маленький – всего
400 тысяч народу там живет, при этом часто проходят вечеринки, на которые
приходят по полторы - 2 тысячи народу.
Если бы в многомиллионной Москве такой же процент
населения приходил! Представьте себе: каждые выходные на техно - вечеринке
пятьдесят тысяч человек!
Олеся: А ведь летом в Эстонии был рейв, на который
собралось 60000 человек.
Эд: Freedom Parade - ежегодный Прибалтийский аналог
LoveParade, уже шестой по счёту. Хэдлайнер - Westbam. Массовое движение!
Колоссальная энергетика! Играешь - а тебя прямо сносит со сцены волной единого
эмоционального порыва стольких людей! И всё это - в крохотной Эстонии, где
народу живет примерно столько, сколько в одном московском районе Новогиреево.
Freedom Parade проходил в городе Тарту, где живет 100 000 человек и на этом
open air’e было 60 000! Съехались со всех городов, со всей Прибалтики,
Скандинавии… Весь город стоял на ушах. Такой кайф я ещё испытывал только в
Берлине на Loveparade. Это трудно сравнить с чем-либо в России. Ну, разве что
на «Инстанции» когда-то давно было что-то похожее.
Олеся: Там меньше народу было.
DJ.RU - Как вы думаете, когда было труднее пробиться на сцену:
тогда, 10 лет назад, или сейчас?
Эд: Тогда всё было легко. Мы приехали в Москву в 94 году и
увидели, что электронных проектов - по пальцам сосчитать, почти никто не делает
прогрессивную танцевальную музыку, ди-джеев мало, а спрос на эту музыку
огромный. Все хотят: «Дайте нам музыки!» Мы приехали – нате! Все были в таком
восторге, хотя у нас всего лишь было несколько танцевальных композиций,
довольно простых. Видимо этого всем и не хватало. Сейчас ди-джеев много, -
каждый человек старше 15 лет - ди-джей, и поэтому, наверное, сейчас пробиться
сложнее, чем раньше.
DJ.RU - Почему тогда, в 94, вы решили покорять Москву, а не
добиваться популярности на родине?
Эд: На родине мы уже были к тому моменту популярны. Везде
играли нас – на дискотеках, по радио. Решили, что можно чего-нибудь интересного
натворить и здесь. Хотелось новых впечатлений, это питает творчество.
DJ.RU - А почему именно в Россию?
Эд: Так получилось само собой. Хоть и в Прибалтике жили, мы
- русские, нас всегда тянуло в Россию. В Москве мы оказались как-будто
случайно: приехали потусоваться, поиграть… и увидели, насколько здесь
интересно, весело. Наша музыка оказалась востребована, со всех сторон: «А
давайте вы поиграете тут, а давайте вы поиграете там». Мы и остались. А в
кризисный 1998 год уехали от сюда, окунувшись в ди-джейско-промоуторскую
рейв-деятельность в Прибалтике и Европе :) С этого момента Радиотранс
практически не существовал. Только в 2002 году мы возобновили нашу деятельность
здесь, в новом составе, появились в Москве. Приятно видеть, что нас не забыли!
И, к счастью, нас теперь всё чаще ассоциируют с новой музыкой, а не с
ностальгией по середине 90-х.
DJ.RU - Каковы на ваш взгляд перспективы развития русской музыки,
русского транса?
Эд: Трудно сейчас об этом судить, особенно о трансе. В
клубах везде играет house, а не транс, в основном. В дальнейшем, возможно,
будет развиваться музыка новых направлений, которая базируется на house,
progressive и двигается дальше. Возможно, будет больше ломаных ритмов – сейчас
это модно. Многие лейблы, которые издавали раньше только house и progressive,
теперь делают так: одна сторона пластинки с прямым ритмом, а другая уже breaks.
Ломаные ритмы могут быть насыщены и хаусовым звучанием, и трансовым опять же. Я
думаю, что эта музыка очень перспективна и люди, которые сейчас ее пишут, в
ближайшее время будут весьма востребованы. Однако стили меняются, не стоит ни
на чём зацикливаться. А в целом перспектива развития российской электронной
музыки, танцевальной - клубной культуры зависит в основном от людей, которые
делают хорошую музыку, которые доносят её до массового зрителя, промоутируют,
издают. Мы тоже относимся к этим деятелям, чувствуем, что от нас кое-что
зависит, в общем работаем.
DJ.RU - А как вы познакомились с ППК, и попали в UPLIFTO
Records?
Эд: С Пименовым я знаком уже очень давно, наверное, лет
восемь. Когда еще ППК не было, а просто был ростовский ди-джей Пименов, который
пригласил «Радиотранс» на гастроли в Ростов. Мы приехали и там с ним здорово
затусовались. Он тогда работал на радио, у него были замечательные передачи,
где он крутил разную танцевальную музыку и много всего интересного там делал и
рассказывал :) В общем, реально продвигал ростовскую клубную культуру,
организовывал вечеринки. Был «душой» танцевальной культуры Ростова, её отцом,
если хотите. Потом он уже приехал в Москву, продвигал проект ППК. Мы, как
старые друзья, всегда рады общаться с ним, сотрудничать.
DJ.RU - Как появилась идея взять в группу вокалистку и кому
эта идея пришла?
Эд: Ну, как обычно, идеи в «Радиотрансе» приходят мне:) Я
же генератор идей! Просто придумал песню, в которой должен быть женский вокал.
С этого всё и началось.
DJ.RU - Олесь, а ты чем занималась до «Радиотранса»?
Олеся: В школе училась. Планов особо не было, они только
формировались тогда. Хотела и то делать, и сё. Занималась в музыкальной школе…
Фортепиано, сольфеджио, много лет подряд.
DJ.RU - То есть в институт ты не пошла учится?
Олеся: Пока нет. Но думаю что пойду... может быть
когда-нибудь:) Не знаю, в какой стране это произойдет, какой это будет
институт.
Эд: Благородных девиц, наверное :))
DJ.RU - А как проходил сам отбор? Это был кастинг или
что?
Эд: Олеся пела в хоре, а мы пришли, чтобы выбрать себе
вокалистку. Отбирали исключительно по внешним параметрам, потому что петь там
все умеют. Самой красивой оказалась Олеся. Ей и предложили.
Олеся: Мне очень понравилась эта идея, потому что я на
самом деле всю жизнь хотела петь, и не только в хоре. Эдик меня на это
сподвиг.
DJ.RU - И как твои родители отнеслись к тому, что ты резко собралась
переезжать в другой город и заниматься музыкальной деятельностью?
Олеся: Ну, у меня мама уже привыкла, что я могу что-то
такое выдать, что ей будет не очень понятно. Поэтому она сказала: «Хм,
интересно… Давай, попробуй!» На самом деле она хорошо к этому относится. Просто
то, что я переезжала в Москву, ей не очень нравилось. Она насмотрелась
телевизора, а там ведь гонят.
Москва казалась ей таким монстром, местом, где кишат чеченские террористы и
постоянно норовят все вокруг взорвать. Аварии какие-то, всякая грязь... на
самом-то деле и хорошего тут много, только об этом по телеку забывают
рассказывать. Теперь я ей рассказываю :)
Эд: Это также как здесь смотрят новости и думают, что в
Прибалтике какие-то проблемы, жуткая дискриминация русского населения, хотя там
такого нет на самом деле.
DJ.RU - Каков нынешний состав группы?
Эд: Я (Космонавт), Олеся, и Михаил Воинов, который работал
в проектах «Барбитура», «Мальчишник», «Дубовый Гай», «Second hand band», «Alien
Pat Holman». Профессиональный музыкант, давно играет. Мы с ним попробовали
музыку делать – очень понравилось. Творческий процесс идет хорошо, я рад, что
мы сейчас работаем вместе.
DJ.RU - А почему Заяц из группы ушел?
Эд: На самом деле он как бы и не уходил, просто практически
никакой деятельности в рамках проекта уже давно не производил. Может быть, ему
это стало неинтересно, сменились его музыкальные вкусы и отношение к
жизни, во всяком случае, энтузиазма по отношению к Радиотранс у него давно не
наблюдается. Меня же устраивает только активное, трудолюбивое и самоотверженное
отношение к нашему делу.
Олеся: Заяц сейчас увлекся такой более тяжелой музыкой.
Эд: Да, увлекается new metal. Живет в Таллинне. У него
родился сын, он ведет более оседлый образ жизни, чем мы, с нами не
гастролирует. Возможно, он когда-нибудь вернется к активному участию в работе
нашего проекта, если захочет.
DJ.RU - А вы сейчас готовите выпуск нового альбома?
Эд: Мы сейчас просто пишем новые треки. Когда будет готов
альбом – неизвестно. Для этого ещё несколько новых треков надо записать.
Возможно, сначала будут синглы, потом альбом. Но где мы это будем издавать,
пока секрет :) Жить и творить - интересно!
DJ.RU - А сейчас вы себя считаете больше эстонскими музыкантами или
российскими?
Эд: Космополитами. Никогда не ощущали себя крепко
привязанными к какой-то стране, то есть мы можем в любой момент взять и уехать
куда-нибудь. Мы любим менять и меняться!