Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


17 апреля 2001

История Вертушек

Началом рождения приспособлений для проигрывания мелодий, а потом и пластинок считается конец 17 века. Именно в это время Франция на прилавок музыкального мира выкинула ящик. Ящик, внутри которого были размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик со шпильками. На валик "записывалось" по одной пьесе. Это был механический инструмент в виде небольшого органа без клавиатуры. Впервые он появился как инструмент для обучения певчих птиц и назывался "Orgue de Barbaris". В конце девятнадцатого века он был усовершенствован, валики заменили на перфорированные круги и уже записывали несколько песен, вальсов или опер. Такому инструменту дали уже более простое название шарманка - от начальной строки немецкой песенки "Scharmante Katarine".

Катаринка. Эдисон.

Шарманка, или в простонародии Катаринка, продержалась до 1877. Пока неугомонный старик Эдисон

(19 февраля 1877 года американский изобретатель Томас Альва Эдисон получил патент за номером 200,521 на созданный им аппарат, способный записывать и воспроизводить живой человеческий голос и музыку. Этот аппарат стал называться фонографом)

не выставил на суд слушателя фонограф. Устройство для механической записи звука и самое главное, его воспроизведения. Эдисон показал всем как с помощью иголки и фольги он выдавил винтовую канавку, причем переменной глубины, а потом начал двигать иголку по канавке. Свершилось! Она совершает вынужденные колебания и связанная с ней мембрана издает звук. Итак, было положено начало прямого пути к настоящим вертушкам.
С большим тормозом, только после 1920 посыпались как  из рога изобилия, всевозможные открытия. На основе фонографа были созданы граммофон и патефон. 

Граммофон и патефон.

В начале 20 века был изобретен граммофон, механическо-акустический аппарат, уже более серьезное устройство для воспроизведения музыки, нежели предыдущие. Именно с него началось четкое, самостоятельное воспроизведения звука с граммофонных пластинок (см. Ди - Джей культуру от октября 2000). Ну а раз более серьезный значит и более громоздкий. И тут как всегда на подхвате новые ученые, выдающие новые изобретения.

(Могучим соперником фонографа явился изобретенный в 1887 году немецким инженером Эмилем Берлинером граммофон.

Первые граммофоны фабричного производства появились в России в 1897 году. 

Запись звуков призводилась механически - так называемым акустическим способом. Звукозаписывающий аппарат представлял собой соединение картонного рупора и мембраны с прикрепленным к ней резцом.

Поступавшие в рупор звуки производили колебания диафрагмы мембраны, а её резец оставлял канавку на восковом диске. После записи восковая пластина переносилась в лабораторию, где с неё изготавливалась металлическая копия, с которой в дальнейшем прессовались шеллачные круглые пластинки.
 
В Казани, на улице Проломной (ныне улица Баумана) находились музыкальный магазин и склад "Изделия акционерного общества "Граммофон" для г.Казани братья Половниковы".

Изобретают портативную, переносную разновидность граммофона со скрытым рупором - патефон. Первые патефоны выпускались французской фирмой "Пате". Однако они сильно отличались по своей конструкции от аппаратов, широко известных под этим названием. Были приспособлены не только для воспроизведения, но и для записи звука, запись и воспроизведение осуществлялись не от края пластинки к центру, а от центра к краю и т.п. Пик популярности пришелся на 40-е годы уходящего столетия.
После появления долгоиграющих "грамм пластинок" патефоны постепенно выходят из употребления, уступив место электрофону (электропроигрывателю) и радиоле.

Электрофон и радиола.

Вся эта братия электропроигрывателей и радиол, становится популярной темой, во времена молодости наших пап  и мам. Именно тогда были показаны миру "Феникс - 001" высшего класса, "Ригонда" и "Мелодия". На тот момент это чудо человеческой техники было лучшим из доступных электропроигрывающих устройств. Отличались от граммофона тем, что  в электрофоне, радиоле и  электропроигрывателях механические колебания иглы звукоснимателя преобразовывались в электрические колебания, усиливались усилителем звуковых частот и затем преобразовывались в звук электроакустической системой. А сама эта система включала в себя один или несколько электродинамических громкоговорителей.
Все вышеуказанные данные не имеют ни какого веса и смысла, если поподробней не рассказать об устройстве, которое на протяжении века с лишним колебалось в винтовой канавке.
Первые иглы, которые предназначались для фонографа, были лишены особого места в истории, поэтому о них ничего не известно. Зато следующие - граммофонные иглы уже находились под чутким и неугомонным вниманием изобретателей.
Граммофонная игла - элемент звукоснимателя, воспринимающий механические колебания при движении по канавке пластинки. Тогда иглы имели форму цилиндра, переходящего в конус. Конус оканчивался полусферой, которая и являлась рабочей частью грамм иглы.  Иглы подразделялись на два вида.
Первые это постоянные, которые неразъемно встраивались в иглодержатель, изготавливались из корунда или алмаза. Срок службы корундовых игл составлял около 150 часов, а алмазных - в 10 раз больше.
Второй вид игл - сменные, крепящиеся винтом к граммофонным мембранам в звукоснимателях старых конструкций, изготавливались из стали, применялись для воспроизведения записи с пластинок только при скорости вращения 78 об/мин. Срок их службы был всего около 5 минут.

Современность.

Современные ди - джейские вертушки имеют скорость вращения 33 и 45 об/мин. И несмотря на то, что их выпускает множество фирм (Gemini, Numark, Kam, Sound Lab, Citronic) cегодня одной из лучших считается Technics. Знаменитая модель Technics 1210 была выпущена в 80-х годах и до сих пор является самой актуальной. Именно эти модели стоят в самых известных клубах. При запуске она не имеет инерции, что обусловлено кварцевым приводом, то есть двигатель подключен прямо, а не через ременную резиновую передачу. Две самых известных фирмы, изготовляющих иглы для ди - джеев - "Ortofon" и "Stanton". Ortofon в 2002 году на выставке PLAZA в Лондоне занял 1 место. Частотный диапазон современных игл для DJ от 20 до 22 000 Гц. Ortofon Hi-End картриджи имеют диапазон от 8 Гц до 100 кГц, стоимостью до 2000$ за один картридж.



3 комментария
Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

Обзоры оборудования