Поджанр жанра драм-энд-бейс, отличительной чертой которого
является повышенный акцент на остроте звучания, который достигается
за счёт пилообразных, прифанкованных «жующих» басов.
Этот стиль основан такими музыкантами, как Ed Rush, Optical, Matrix и Ryme
Tyme[1][2] в 1997—1998 годах в Лондоне. Он развивался под влиянием
многочисленных музыкальных жанров — техно, хауса, джаза. Их влияние ощущалось в
использовании стройных, логичных и ритмичных построений из резких звуков
(stabs) в басовой линии, которые в свою очередь поддерживались высокотехничными
барабанными лупами с инверсивными элементами на подложке. При этом
основным влиянием всегда был классический фанк, причем его наиболее тёмные и
тяжелые психоделические формы. Прототип нейрофанка на ранней стадии можно
услышать в миксе Ed Rush & Optical на BBC Radio 1 за 1998 год. Это был
наиболее творческий период у первой волны продюсеров, определивший характерный
для стиля звук.
В 1999 и 2000 годах балом правил шотландский проект Konflict из Глазго. Они
придали звуку и структуре стиля более жёсткую и ещё более темную форму с
сильнейшим влиянием техно на первом плане. Главный вклад Konflict в развитие
жанра состоит в том, что они заложили новые стандарты для последующих поколений
продюсеров XXI века.
Optical зародил основы жанра своим треком «To Shape the Future» (Metalheadz
Records/1997). После Konflict, в 2002 году такие исполнители как Sinthetix,
Cause 4 Concern, Silent Witness, Break взяли за основу их наработки и
сконцентрировались на более холодном и точном написании барабанов, более
тяжелых басовых линиях и более «жирных» и отточенных миксдаунах.
С развитием студийной аппаратуры и мастерством продюсеров стиль
эволюционировал семимильными шагами. Период с 2003 по 2013 год характеризуется
как самый технологически «продвинутый». Знаковые исполнители времени — Rob F
(ex-Sinthetix), Fierce, Optiv, Corrupt Souls, Mindscape, Noisia, Teebee, Phace,
The Upbeats, Misanthrop, Desimal, Codex, Spor, Black Sun Empire, Custom
Soldierz, Neutral Point и другие. Также интересен своим необычным саундом
Gridlok, несмотря на использование в треках духовых семплов джазовых оркестров
эры бигбэнда, ему удалось сохранить характерный для старого нейрофанка
минимализм.
Современный нейрофанк (neurofunk) по-прежнему является сложнейшим стилем для
написания электронной музыки. За более чем десятилетие существования он
преобразовался из музыки с довольно медленным (по сравнению с
современной электронной музыкой) ритмом и глубокими несложными пилообразными
басами в острый микс из часто меняющегося острого, глубокого, плотного
и жирного баса, являющимся главным атрибутом нейрофанка. Ритм при этом
значительно ускорился, и в среднем составляет 170 ударов в минуту. Тем не
менее, развилось и другое направление, отличительной чертой которого являются
глубокие, диповые басовые линии (примеры треков подобного направления можно
найти на лейбле Invisible, принадлежащем Noisia).
В последнее время начали появляться дабстеп вариации с тяжёлым и явно
нейрофанковым звучанием, ритм при этом обычно медленнее среднестатистического в
мейнстримовом дабстепе и много медленнее нейрофанкового. Часто их применяют для
того, чтобы люди на танцполе немного отдохнули или для разнообразия сета.
Пример: релиз SOTE001 (лейбл Shadow of the Empire), состоящий из треков «Black
Sun Empire — Hyper Sun» и «Black Sun Empire — Cold Crysis».
Также часто можно встретить отголоски пилообразных басов и в таком мягком и
мелодичном направлении драм-н-бейса, как атмосферик. При этом треки на слух
совсем нетяжёлые и предназначены скорее не для танцпола, а для спокойного
прослушивания в клубе или кафе.