Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


09 июня 2005

Ди-джей в кино или Украинский борщ от французского шеф-повара

Гастрономическая тема прошла красной нитью через всю беседу Dj.ru с <a href='/artist/art22246.shtml'>Андреем Ивановым</a> (Triplex). При этом разговор велся о таких серьезных, радостных и не очень вещах, как перспективы ди-джея в киномире, качество отечественного звучания, будущее шоу-бизнеса и прочее...

Ваша деятельность в кино отнюдь не ограничивается единичным случаем. А с чего все началось?

Все началось еще в 1997 с Собаки Баскервилей. Тогда Triplex первыми в нашей стране сделали танцевальный ремикс на тему из кинофильма. Ну, а мой дебют непосредственно в кино это картина Юрия Грымова Коллекционер, в которой я отвечал за техническую сторону: подбор шумов, монтаж и т.д. Затем была работа с Бригадой и создание ремикса на заглавную тему, написанную Алексеем Шелыгиным. А вот в фильме Бой с тенью Triplex уже выступил в роли саундпродюсеров, аранжировщиков. И здесь-то было сложнее всего, т.к. композитор, опять же Алексей Шелыгин, писал не под картинку, а исходя из собственных представлений о будущей ленте. Многие варианты аранжировок отметалась из-за каких-то нюансов, допустим, непопадания в нужную эмоцию. Творческий процесс постоянно контролировался режиссером - Алексеем Сидоровым. Это его первый фильм, так что вполне понятно его стремление участвовать во всех стадиях производственного процесса. Правда, у меня несколько иное видение организации труда: за каждый участок работы должны отвечать профессионалы, доверяющие друг другу.

А можно ли ожидать, что по проторенной Triplex дорожке в кино пойдут и другие ди-джеи?

Сейчас, если киношники и пригласят ди-джея, то в качестве фишки, привлечения дополнительного внимания. Но дебют ди-джеев в кино не за горами. Во-первых, эта область достаточно прогрессивная, а, во-вторых, у них есть ценное качество чувство момента, что в какой промежуток времени следует играть.

За рубежом это уже устоявшаяся практика: над саундтреками к фильмам работали Paul Oakenfold (ремикс на бондиановскую тему), Norman Cook, Moby, Johan Digweed практически все звезды. Нашим ди-джеям надо смело стучаться в двери мира камер и хлопушек, первыми предлагать свои услуги. Время сейчас быстрое, и, возможно, киношникам банально некогда прийти к этой мысли, найти ди-джея. И не думайте, будто они непомерно удивятся самому факту существования такой профессии. Новое поколение режиссеров, сценаристов, в числе которых смело могу назвать Романа Прыгунова, довольно продвинута, и в плане музыкальной подкованности даст фору многим и многим клубным промоутерам.

Но опять же, деятельность в кино это уже следующая ступень, а раньше идет саундпродакшн, но многие даже это толком не освоили. Им, ди-джеям, пока просто и предложить нечего.

Почему? Разве у нас мало качественного материала?

Не то слово мало, крупицы. Это продукт нашего времени эпохи дилетантов и самоучек. Вместо того чтобы получать образование и дальше работать по специальности, многие предпочитают учиться в процессе работы.

Признаться, я хоть и даю рекомендации, но в свое время Triplex последовать им не удалось. Когда мы начинали с обучение дело обстояло туго. Приходилось до всего доходить самим. Я, вот, до сих пор осваиваю профессию звукорежиссера.

Тема халтуры, вообще, для меня больная. Все делается на скорую руку, тяп-ляп, чтобы сегодня деньги получить, пусть немного, но зато без напрягов. Вокал, к примеру, могут кое-как вызвучить, подставить дешевые звуки, и все это под лозунгом: И так сойдет!. Не сойдет. Давайте стараться получать удовольствие от своей работы. Именно так подходили к делу раньше. Послушайте радио Ретро. Пусть там и своеобразная музыка, уже непривычная уху, но она отлично слушается. В каких-то песнях можно легко уловить настроение сегодняшнего электро-хауса. Добавьте туда плотненькую бочку, и хит готов. У самого порой руки чешутся взять оттуда что-то обработать.

И, тем не менее, сочетание ди-джея и музыканта лучшеУвы, исправить ситуацию не в наших силах, да и особого желания нет. Все, что мы можем собственным примером показать, как надо работать, стараемся держать уровень. У меня бывает уходят месяцы на написание одной композиции, из массы вариантов остается один. Надеюсь лучший.

Многие склонны винить в сложившейся нерадостной ситуации попсу.

И напрасно. Основной вклад в общий объем низкокачественной музыки дает отнюдь не попса. В нашем поп-массиве достаточно хороших, качественных вещей, в которых можно уловить блестящую идею и превратить ее в отличный клубный трек. Ведь есть куча зарубежных примеров, как попсовые мелодии превращаются в отличные танцпольные вещицы.

Так сложилось, но в нашем обществе ремикс, а тем более на популярную песню, считается ширпотребом. Вообще, ремикс это преосмысление, создание самостоятельного произведения из заданного материала. Это, ну как "украинский борщ от французского шеф-повара": необычно, но по-своему вкусно. Стереотип вторичности такого продукта сложился исключительно в силу низкого качества многих образцов.

А что сложнее написать: ремикс, ремикс для кино или собственную композицию?

Все не просто. Может сложиться ошибочное впечатление, что в кино работать проще - тебе принесли партитуру, и о творческих муках можно забыть. Ничего подобного, нужно же придать музыкальной теме верное настроение. Над тем же саундтреком к Бою с тенью мы изрядно попотели, пока его не нащупали.

Сложность в создании своего, лично для меня, состоит в том, чтобы довести начатое дело до конца. А для ремикса, наверное, не идти на поводу у желания "угодить" публике, заказчику. У ди-джеев эта проблема порой проявляется в виде сета из одних хитов. Из-за боязни разогнать танцпол ди-джей не рискует ставить что-то сложное. И эта порочная тенденция удовлетворять, а не воспитывать, увы, прижилась. Продюсер боится, что композиция не понравится рекорд-компании, рекорд-компания боится, что не поставят на радио, радиостанция боится, что она поставит, а другие нет. Природа этой трусости опять же мне видится в непрофессионализме. Поэтому надо на все забить и работать.

Я верю, что царящее сейчас засилье дешевого, сиюминутного пройдет. Тем более, что есть возможность записываться на западе, а с развитием современных технологий это стало еще проще. Оттуда в массовом порядке на родину станет возвращаться качественный материал, проигнорировать который уже не смогут, да и не захотят радийные боссы.

Я так уверенно говорю о радиостанциях, потому что знаю эту кухню изнутри. Сам долгое время работал радиоди-джеем на Maximum (1995-2001 гг.), до этого на М-Радио, откуда вслед за коллегой Славой Финистом ушел в ди-джейство. Правда, пришлось сначала немного поучиться, как раз у него.

В основном ди-джеи переквалифицируются в композиторы. У Вас же наоборот. А как было бы правильнее?

Не принципиально. Ди-джей не обязан быть музыкантом, так же как официант или гурман - поваром. Ди-джейство и студийная работа - два совершенно разных технологических процесса, а никак не ступеньки одной лестницы профессионального развития. Как только ди-джей садиться писать музыку, в этот момент он престает быть ди-джеем.

Ди-джейство более механическая работа. И здесь развитие идет следующим образом - сначала он (dj) осваивает техническую сторону: элементарно учится улавливать ритм, сводить вместе. Затем, как автолюбитель-новичок, научившись жать на педали и крутить баранку, начинает осматриваться по сторонам, т.е. обращает уже свой взор на танцпол, следит за реакцией публики. На следующем уровне ему уже не надо смотреть, он каким-то шестым чувством улавливает настроения.

А музыкант развивается совсем по другим законам.

Сравнение с западными ди-джеями, которые якобы сами пишут музыку, я нахожу некорректным. За каждым, якобы их треком, стоят десятки людей, сами же они выступают в основном, как авторы идеи. Только в команде они выдают результат.

И, тем не менее, сочетание ди-джея и музыканта лучше. Это гремучая смесь )) Такому ди-джею трудно найти равных. Они способны подчинить себе публику полностью, бросая из одной крайности в другую, разрывая материю сета по своей воле. При написании же музыки ди-джейское чутье помогает им нащупать хит, найти верное, цепляющее звучание.

Другое дело, что пока из-за неправильного подхода не у многих ди-джеев получается создавать законченные качественные вещи, не смотря на все их старания. Они покупают себе компьютер и начинают на нем сочинять, вроде бы вполне успешно. Затем обращают внимание на то, что их звук не так хорош, по сравнению с другими. В поисках улучшения звучания, устанавливают себе профессиональную сложную программу, сталкиваются с трудностями в ее освоении, дело идет туже, и, разочаровавшись, все бросают. Не стоит убивать в себе энтузиазм. Велосипед давно изобретен оформите свою идею на компьютере, и марш в хорошую студию, где профессиональные аранжировщики, звукорежиссеры вам помогут. Поэтому я призываю не тратить время на самообучение: это долго и сложно, а заниматься только своим делом, чужое, оставив другим.

Вы много гастролируете, часто выступаете и в Москве, и Петербурге. Какая публика Вам нравится больше?

Питерская. Они культурнее, знают, чего хотят, и приходят в клуб отдыхать, а не чтобы их отдыхали. Здесь же, в Москве, зачастую преследуют целью продемонстрировать свой доход, круг общения, все что угодно, но не послушать музыку. Даже охрана в Питере продвинутая: меломаны, которым разрешается танцевать на своем посту :).

А что представляет из себя Triplex сейчас?

Triplex музыкальный проект DJ Иванова, в котором периодически принимают участие Вадим Угрюмов (Мотор) и Михаил Леонтьев (Мигуэль из Фомальгаута). Сейчас работаем над клубными треками, так что к лету ждите хорошей клубной музыки :)



5 комментариев
Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

Обзоры оборудования