Володя Фонарев. Этот человек не нуждается в представлении. Перед первой в 2010 году вечеринкой Digital Emotions под названием Red Devil SoundTrek, которая пройдет 23 января в московском клубе Gaudi, журналист DJ.ru взял интервью у самого авторитетного и уважаемого ди-джея на российском музыкальном Олимпе. А повод у вечеринки самый что ни на есть праздничный. 13 января Володе Фонареву исполнилось 43 года!
Володя, привет. Во-первых, поздравляю с днем рождения. Во-вторых,
скажи, как ты ощущаешь себя в свои годы, работая при этом в сфере электронной
танцевальной музыки? Молодые не прижимают? Есть еще порох в
пороховницах?
Спасибо большое за поздравления! Чувствую себя превосходно. Пока есть мысли и
творческие планы, скучать не приходится. Что же касается молодежи... Мне
кажется, что конфликт поколений - совершенно надуманная история. Задача молодых
- быть лучше нас. А наша - показывать им пример и постараться не отставать от
них.
23 января стартует серия вечеринок Red Devil SoundTrek. Расскажи
подробнее о своем новом детище.
Мы хотим объединить звезд
электронной сцены и новые технологии. Сейчас ведем переговоры со многими
интересными западными артистами. Им эта идея нравится, и они в принципе готовы
принять участие в проекте. Всего запланировано десять вечеринок, которые
пройдут в Gaudi, самом приспособленном для визуальных экспериментов
клубе.
В последнее время многие артисты норовят необычно обыграть свое
выступление, создать свое шоу, специальный перформанс. Времена обыкновенных
вечеринок прошли, людям становится неинтересно на них ходить и танцевать под
простой ди-джейский сет, они ждут от вечеринок чего-то
нового?
Многое из того, что я видел, не произвело на меня особого
впечатления. Это какая-то игра в шоу-бизнес. Топовые ди-джеи стремятся стать
поп-звездами и все дальше уходят от истоков электронной культуры. Мне куда
ближе то, что делает Ричи Хоутин (Richie Hawtin). Он настоящий экспериментатор
и устраивает мультимедийное шоу, которое вовлекает человека на танцполе в
процесс создания вечеринки. Вот с таким форматом мне и хотелось бы
поиграть.
С начала 90-х годов аудитория, посещающая твои вечеринки, очень сильно
преобразовалась, сменилось не одно поколение клабберов. В конце концов,
изменился ты сам и твоя музыка, твои проекты. Сложно ли переживать эти
изменения, расставаться с прошлым? Часто ли приходится подстраиваться под
конъюнктуру, или "прогибаться под изменчивый мир" - не твой
путь?
Я никогда не "конъюнктурил" и под изменчивый мир старался
не прогибаться. Думаю, что в музыкальном плане я не сильно изменился, и мой
ди-джейский почерк остался прежним. Нужно уметь хранить прошлое, ценить
настоящее и предвидеть будущее.
Понимаю, что этот вопрос тебе задают часто, и он достаточно общий, но
ты один из тех немногих ди-джеев, кто на него может ответить наиболее
компетентно. Чего сейчас не хватает российской танцевальной сцене? Чтобы ты сам
лично исправил?
Главная беда российской электронной сцены -
отсутствие грамотного менеджмента и хороших клубных площадок. Жизненно
необходимо развитие своих, российских музыкальных лейблов. Как только вся эта
система будет нормально работать, то, я уверен, от харизматичных артистов и
ди-джеев отбоя не будет.
"Танцевальная академия", "Funny House", "Атмосфера", "Знаки". Названия
разные, но суть одна - знакомить людей с актуальной танцевальной музыкой. Так в
чем же тогда отличие между всеми этими проектами?
"Funny
House" - первое радиошоу с танцевальной музыкой на FM-диапазоне. Я начал
его делать на заре 90-х, когда толком никто не понимал, что это такое. Шоу было
образовательным, если можно так сказать. И мне приятно, когда люди сейчас
говорят, что они выросли на этой программе. "Атмосфера" была более
сложным организмом. С одной стороны, это была моя радиопрограмма с четким
форматом - прогрессив и транс с элементами брейкса. С другой стороны, это
коммьюнити ди-джеев, в которое изначально входили Коля, Град, Паша Кореец и наш
промоутер и мой большой друг Женя Орлов. Позже через проект прошло много других
молодых артистов: Дмитрий Филатов, Вадим Соловьев, Вадим Жуков, Алина
Секвенция, Marek, Pavliga, Анатолий Воронцов и другие. "Знаки" - это
мой музыкальный лейбл. На данный момент проект заморожен, но в 2010 году я
планирую перезапустить его. Первый релиз уже готов и выйдет весной. Им станет
"Until The End (Extended Club version)" от Melodica & Fonarev. Но основной
нашей деятельностью является все-таки Digital Emotions -
ивент-компания, которая занимается организацией различных вечеринок.
Одноименное название носит также мое еженедельное радиошоу, которое выходит на
различных радиостанциях, и подкаст.
В некоторых своих интервью ты намекал на крупный танцевальный
фестиваль, который должен проходить летом. Что же это за фестиваль такой, и
когда нам удастся его лицезреть?
Кризис помешал организации и проведению этого фестиваля. Но ситуация в стране
улучшается и мы продолжаем работу над этим событием.
Ты являешься одним из основателей школы AUDIO совместно с Евгением
Рудиным (ди-джеем Грувом). Не думаешь ли ты, что таких школ образовалось
слишком много, и что они являются одной из причин появления большого количества
ди-джеев с отличными техническими навыками, но отсутствием творческой
жилки?
Лично я знаю только одну школу - это AUDIO. Она обладает
всем необходимым: отличным преподавательским составом, насыщенными и
интересными курсами обучения и лекциями, возможностью знакомства с новейшим
оборудованием. Это школа, которая позволяет после получения знаний в
ди-джейской профессии продолжить получать знания в написании музыки, - и
наоборот. Здесь есть все, что нужно для старта в профессиональной деятельности.
Все остальное уже зависит от вас.
В прошлом году заработал портал Digital Emotions. Какова цель его
создания?
Можно сказать, что сейчас портал еще работает в
тестовом режиме. Он освещает интересные события и новости из жизни танцевальной
культуры и, конечно, представляет деятельность лейбла и его резидентов. В
дальнейшем мы планируем его сделать более интерактивным.
Не секрет, что ди-джеев в настоящее время чуть ли не больше, чем
обыкновенных слушателей и клабберов. Дай несколько советов, как можно выжить
молодому начинающему артисту в условиях такой безумной
конкуренции?
Прежде всего, надо быть личностью. Надо любить
музыку, а не себя в ней. Становитесь профи, вкалывайте до седьмого пота. Важно
понимать, что успех не приходит сразу - его нужно завоевать. Конкуренция
закаляет, и если вы хотите чего-то добиться, то нужно будет очень
постараться.
Ты большой любитель хоккея и наверняка не оставил без внимания недавний
инцидент с дракой между чеховским "Витязем" и омским "Авангардом". Можно
сказать, что на российской электронной танцевальной сцене наблюдается похожая
ситуация? Все между собой дерутся, тянут одеяло на себя, действуют по принципу
"не себе, не людям", и в итоге страдают простые слушатели,
клабберы?
Драка на хоккейном матче - позор для Лиги. Но к этому
все шло, и я не удивлен, что подобное случилось. Для меня, как старого
хоккеиста и болельщика, хоккей - это игра и искусство. Мне нравится смотреть
красивый хоккей, игру, в которой есть мысль. То же самое я отношу и к музыке.
На нашей танцевальной сцене (впрочем, как и в жизни) много грязи. Много
амбиций, много выяснений отношений. Как говорит мой хороший друг: "У нас каждый
считает себя Аллой Пугачевой". Но я все же уверен, что нормальных людей больше.
Я рад, что в моем окружении много умных и воспитанных людей, которые помогают
друг другу и с уважением относятся к клабберам. Я сам чувствую свою
ответственность за судьбу клубной культуры в нашей стране и молодых поклонников
электронной танцевальной музыки и всегда стараюсь им помочь. Мы в свое время
часто проводили футбольные матчи между ди-джеями и любителями электронной
музыки. Сейчас стало традицией всем вместе ходить кататься на коньках. Музыка
должна сближать людей!
В конце прошлого года в интернете появилась серия небольших статей
Алины Секвенции "Менеджмент ди-джея простыми словами. Как работает omerta в
сговорах" о сговоре ди-джеев-"старичков", которые при желании могут "задавить"
любого неугодного им артиста. Прокомментируй такое мнение. Такой негласный
заговор существует?
Разговоры Алины Секвенции о заговоре не имеют
ничего общего с реалиями клубной жизни России. Об этом вам скажет любой
человек, который этой жизнью живет. Есть дружба, есть отношения, есть работа, в
конце концов. А есть вечный поиск врага. Я был бы только рад ди-джейской мафии
- ее существование гарантировало бы больший порядок.
Сейчас каждый ди-джей считает своим долгом писать музыку, и бытует
мнение, что без этого уже сложно продвинуться на электронной танцевальной
сцене. Неужели времена, когда ди-джей в истинном понимании этого слова, не
сочиняющий музыку, а лишь представляющий ее публике, прошли?
Я
отвечу фразой, которой обычно начинаю свои уроки в школе AUDIO. Можно быть
плохим музыкантом, но хорошим ди-джеем. Можно быть плохим ди-джеем, но хорошим
музыкантом. Но лучше быть и хорошим ди-джеем, и хорошим музыкантом. В этом -
слагаемые успеха для молодых артистов.
Сейчас весь акцент в российской клубной среде делается только на
западных артистов, а русских артистов никто не поддерживает, в том числе и
публика. Пока российский артист не войдет в какой-нибудь западный рейтинг или
не получит премию, его вряд ли заметят. В связи с чем возникает такое
отторжение отечественных талантов? Как привить российскому слушателю любовь к
"своим"?
У нас всегда взлет артиста на Родине определяет его
успех за рубежом. Примеров множество. Менять нужно общую ментальность, а это
затяжной процесс.
Про питерские рейвы, первые дискотеки и клубы, про то, что российская
клубная культура возникла именно в Северной столице, написана уже не одна
книга. Но почему-то до сих пор нет книги, посвященной становлению и развитию
московской танцевальной сцены, а ведь она также имеет богатую и не менее
интересную историю. Тебе поступали предложения участвовать в подобном
проекте?
Сейчас появилось много книг о ди-джеях. Они разные. Но нет ни одной книги,
полно раскрывающей всю историю и развитие электронной сцены России. Илья
Воронин aka technoid (журналист, меломан-эстет, клаббер с многолетним стажем)
предложил мне поработать над такой книгой, и я согласился. Для меня будет
интересно вспомнить, как все это было и еще раз пообщаться с людьми, создавшими
историю электронной сцены России.
В последние годы транс стали считать музыкой для подростков - такую
точку зрения можно часто услышать как в разговорах с представителями
музыкального бизнеса и клабберами, так и увидеть в публикациях в прессе. Ты
согласен с ней?
Да, это так. Современный транс прост для
восприятия. Он мелодичен и динамичен, а это то, что нужно для молодых людей. Но
транс-музыка бывает очень разной. Я все же люблю более глубокое звучание и
более андеграудную ее разновидность.
А чем ты можешь объяснить столь высокую популярность псай и фулл-он
транса в Москве и Московской области по сравнению с другими
регионами?
Для меня это всегда остается загадкой.
Существуют ли сейчас в нашей стране клубы, которые могли бы стать
такими же легендарными, какими, например, когда-то были Аэроданс, Тоннель или
Zeppelin. Или времена легенд канули в лету вместе с этими же
легендами?
Такие клубы и сейчас есть. Крыша Мира, Пропаганда,
Арма, Gaudi. Каждое время рождает своих героев.
Сейчас особенно заметна бешеная гонка промоутеров, Москва
перенасыщается привозами известных артистов. Почему, на твой взгляд, подобные
вещи происходят, и к чему такая ситуация может в будущем
привести?
Делать выступления мировых звезд гораздо прибыльнее,
чем вкладывать в развитие своей сцены и помогать отечественным артистам. Это
привлекательнее для спонсоров. Все промоутеры об этом знают, поэтому и бьются
за большие имена. Когда мы, Digital Emotions, начинали делать серию вечеринок
"Знаки/Иные", нам говорили, что мы сумасшедшие и никогда не соберем публику, на
российских-то артистов. Я рад, что мы доказали обратное. Это были очень
успешные вечеринки! Поверьте, у нас отличные ди-джеи и музыканты. Просто
они не так "раскручены".
Ты один из первых, кто устроил профессиональную церемонию награждения в
области танцевальной музыки Funny House Dance Awards в 1997 году. Не секрет,
что сейчас появились десятки подобных рейтингов, конкурсов и премий, отношение
людей к ним ухудшилось, им не доверяют и скептически относятся к их
результатам. Что нужно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, и есть ли
смысл вообще этим заниматься?
Все рейтинги и премии однозначно
субъективны. Тому есть разные причины. Электронная сцена очень многообразна по
музыкальному формату, и методы интернет-голосования не позволяют получить
точный результат. Любой рейтинг - это игра в царя горы, и здесь все протекает
без правил. Кому-то этим заниматься интересно, кому-то - нет. Вероятно, самой
объективной может быть профессиональная премия. Там, где профи выбирают
профи.
Почему государство не поддерживает клубную сцену в России, например, не
представляет ди-джеев к званию народного артиста или не отводит им небольшое
место в музеях, как это сделано в амстердамском филиале музея мадам Тюссо в
отношении Tiesto? Вообще, необходима ли такая поддержка, или лучше бы
государство стояло в стороне от всего этого и не вмешивалось?
У
нас уже есть ди-джей-депутаты. Их, наверное, и нужно об этом спросить.
Электронная музыка изначально аполитична. Более того, наши представители власти
и слуги народа видят в ней больше зла и много проблем. Проще запретить, чем
разобраться, что и как. Так что до музеев еще далеко...
Какую роль, по-твоему, играет Зимняя музыкальная конференция в Сочи?
Способна ли она стать в будущем аналогом ADE или WMC на постсоветском
пространстве?
Мне нравится Сочинская Музыкальная Конференция. Это
всегда общение, знакомство с новыми людьми, обсуждение насущных проблем и
возможность послушать лекции, возможность получить новый промо-материал от
артистов, которых раньше не знал, послушать ди-джейские сеты старых и новых
друзей. Станет ли она аналогом ADE или WMC, покажет время. Но я каждый раз туда
еду с огромным удовольствием.
Ну что ж, Володя, огромное спасибо тебе за интервью, и еще раз
поздравляю с днем рождения!
И тебе спасибо - и за поздравления, и
за интервью.
Шикарно выглядит для своего возраста, молодец!
Отмечаем!
а всё равно красавчег-ег)))