Присоединяйся

Регистрация

Chiptune

1980 1990 2000 2010

Chiptune или chip music – это музыка, написанная в звуковых форматах, где звуки синтезированы в реальном времени компьютером или звуковой картой игровой консоли, а не в программе с сэмплами-заготовками. Золотое время этого стиля продолжалось 10 лет, начиная с 1980го, когда звучание чипов было самым распространенным методом создания электронной музыки.

Желание развиваться в этом стиле ставило перед музыкантами сложные задачи. Ограничения, продиктованные примитивностью музыкальных инструментов, снимались при помощи воображения исполнителей, которые создавали собственные пульты на платформе звуковых карт устаревших компьютеров. Результат получался ошеломляющим, но иногда чересчур писклявым для непривычного слушателя.

Chiptune напрямую связан с музыкой из устаревших видеоигр. Современные проекты пытаются обновить звучание, усложняя технологию.

Исторически сложилось, что основными чипами, используемыми для создания саундчипа, стали:

Ricoh 2A03 (8−битовый микропроцессор из  консолей типа Nintendo Entertainment System или Famicom);  аналоговая цифровая звуковая карта с Atari POKEY; MOS Technology чип из Commodore 64; PAPU из консоли Game Boy (Nintendo); Yamaha YM2612, 2149 и 3812 из соответствующих им игровых приставок.

Чиповое звучание состоит в основном из основных волновых форм, таких как синусоидные, меандровые, волны пилообразного колебания и другие не-синусоидные виды, а также базисных ударных, которые генерируются, как белый шум, проходящий через ADSR конвертор.

Классический 8−битовый звук может быть опознан по его синтезированному пульсирующему шуму. Сэмплы пульсации «белого шума» и ультрабыстрое арпеджио имитируют связку трех или четырех разнотоновых звуковых каналов (из-за ограничений в аппаратных средствах несколько тонов приходится помещать в один канал).

Современные компьютеры могут разнообразить формат до неузнаваемости, не говоря уже о классическом звучании chiptune, с помощью эмуляторов и специальных плагинов медиа-плееров. Обычно используются чипы технологии MOS, которые имеют многорежимные фильтры.

Chip сцена далеко не мертва, и даже совсем не безызвестна. Новые трекеры делают chip саунд более доступным для музыкантов. Например, Little Sound DJ от Nintendo Game Boy спроектировали дизайн интерфейса, который можно использовать в живой среде и синхронизировать MIDI. Созданный на платформе Windows Fast Tracker – является одним из самых известных chiptune инструментов, потому что позволяет создавать и растягивать сэмплы с помощью мыши.

Современный интерес к этой музыке привел к многочисленным сайтам, посвященным артистам, истории, технологии chiptune. В последнее время звучание игровых консолей все слышнее на фоне компьютерных «сухих» треков.

На американском континенте этот формат не очень популярен, но эта неизвестность компенсируется европейской любовью к chiptune. А сайты типа Myspace помогли артистам жанра проявить себя во всей красе.

Музыканты, играющие chiptune: Ben Daglish, Tim Follin, Matt Furniss, Matt Simmonds (4−Mat), Martin Galway, Jean Sebastien Gerard, Richard Joseph, Gary Gilbertson, Jochen Hippel, Rob Hubbard, Chris Hülsbeck, Koji Kondo, Yuukichan's Papa, Hirokazu «Hip» Tanaka, Jeroen Tel, Nobuo Uematsu, David Whittaker, dubmood, Joey Mariano, YMCK.

;