Сандер Кляйненберг (Sander Kleinenberg) не привык мыслить стереотипами и загонять себя в какие-то узкие рамки. Сторонник прогрессивных взглядов в музыке и смелый экспериментатор, он является разработчиком первых DVJ-проигрывателей и аудиовизуального микшера, а также одним из немногих артистов, кто внедрил визуальные технологии в свои диджейские сеты. О своих необычных открытиях и восприятии музыки через призму видео журналист DJ.ru пообщался с голландцем во время его выступления на московском Godskitchen Camel Urban Wave.
Сандер, как ты считаешь, визуальные концепции, подобные Godskitchen
Boombox или кубу Этьена де Креси (Etienne De Crecy), сейчас пользуются большей
популярностью, чем простые выступления диджеев?
Безусловно.
Посещая различные мероприятия, люди сегодня хотят испытать полный спектр эмоций
и ощущений от выступления любимых артистов. Такой установки я как раз
придерживался, когда только начинал свои эксперименты с видео. Это очередной
этап развития в индустрии развлечений. Современные визуальные технологии
помогают человеку усилить впечатления от происходящего на сцене. Диджеи,
которые просто стоят и сводят пластинки, ему уже неинтересны. Это удел
десятилетней давности, но никак не сегодняшних дней и тем более будущего.
Ты самостоятельно подбираешь видеоряд во время своих выступлений. Не
легче ли воспользоваться услугами специально обученных людей, виджеев, а самому
полностью погрузиться в музыку?
Ни в коем случае. Для меня подбор
видеоряда своими руками – это усиление впечатлений от собственных музыкальных
путешествий в качестве диджея, создание дополнительного измерения и,
следовательно, более ярких эмоций. Я просто синхронизирую видео с музыкой, тем
самым, во много раз увеличивая эмоциональный эффект последней.
А что для тебя важнее всего в создании видео для своих
сетов?
Главное – это тема, она играет ключевую роль. От неё я
отталкиваюсь в работе с видеоконтентом. Обычно использую три слоя, отличающихся
интенсивностью показа в зависимости от темпа музыки. Видеоряд начинается с
медленного показа кадров, затем по мере развития диджейского сета скорость
показа видео возрастает, а к завершению переходит на быстрый темп,
заканчивающийся кульминацией.
Наверняка ты не в одиночку создаешь видеоряд к своим
выступлениям…
Да, ты прав. Я прибегаю к помощи сторонних
специалистов. Со мной вот уже пять лет работает Марк Пистоар (Mark Pistoire),
который является продюсером видеоконтента и помогает мне разрабатывать
визуальную составляющую моих диджейских сетов. Помимо всего прочего, он также
сотрудничает с Армином ван Бюреном (Armin van Buuren) и Марком Найтом (Mark
Knight). Раньше я работал с Олли Соренсеном (Ollie Sorenson), который также
является талантливым виджеем и контент-продюсером и выполнял те же самые
функции, что и Марк сегодня.
Ты стал одним из первых артистов, кто начал использовать проигрыватели
Pioneer DVJ X1 и DVJ1000 в своих выступлениях. Как они изменили представление о
работе диджея?
По значимости эти изобретения компании Pioneer
сравнимы с той революцией, которую когда-то совершили вертушки Technics,
предоставив диджею возможность регулировать темп и тон. Только с одной лишь
разницей, что к аудиотреку теперь добавлено видео. Таким образом, весь процесс
похож на игру DVD-дисками.
Помимо вышеперечисленного оборудования в прошлом году ты участвовал в
разработке аудиовизуального микшера Pioneer SVM-1000. Что он собой
представляет?
SVM-1000 – это первый в мире аудиовизуальный
микшер. Он стал недостающим звеном в полноценной интеграции звука и видео в
рамках диджейского сета. С разработчиками компании Pioneer мы также создали
серию визуальных эффектов, которые артист может добавлять в процессе своего
выступления.
А видишь ли ты iPad как устройство, с помощью которого можно заниматься
виджейством?
Почему бы и нет? Ведь он представляет собой вполне
самостоятельный видеоконтроллер. Но я не особо придаю ему значение с тех пор,
как на свет появился Pioneer SVM-1000, у которого по существу такой же
сенсорный экран, как и у iPad.
Какой твой следующий шаг в плане развития своих
DVJ-выступлений?
Т.к. я уже завершил работу над дебютным
альбомом, то в дальнейшем включу в свои сеты как можно больше собственной
музыки. Возможно, стану выступать в двух ипостасях: как обыкновенный диджей с
сетом, подходящим для небольших клубов, и как DVJ с собственным уникальным шоу,
больше похожим на «живое виртуальное выступление» и приспособленным для крупных
площадок и фестивалей на открытом воздухе.
Скажи пару слов о своём дебютном альбоме.
Он уже
полностью готов и выйдет буквально на днях. Лично для меня он стал
увлекательным путешествием в многообразие мира электронной музыки. Очень
широкий в своём подходе к слушателю, довольно смелый в своих экспериментах со
звуком. Как я выразился ранее, хочу, чтобы он стал музыкальным содержанием
«живого виртуального выступления» в рамках моих экспериментов по соединению
видео и аудио. Но сперва давай поглядим, как отреагирует на альбом
публика.
Ходили слухи, что во время его записи ты сотрудничал с американским
продюсером Джошем Габриэлем (Josh Gabriel). Это так?
Да, он помог
спланировать львиную долю моей дебютной пластинки, поделившись бесценным опытом
студийной работы. Кроме того, в создании альбома участвовали Стив Даб (Steve
Dub) в качестве звукоинженера, молодой джазовый исполнитель Джейми Каллум
(Jamie Cullum), голландская суперзвезда Miss Montreal и другие не менее
талантливые личности. Так что получилось весьма и весьма интересно.
«This Is» и «Little Mountain Recordings» на сегодняшний день являются
одними из самых узнаваемых брендов в музыкальной индустрии. Что их ждёт в
ближайшем будущем?
Громко сказано, но большое спасибо за
комплимент. Они по-прежнему останутся проводниками в моём бесконечном
путешествии в мире создания музыки, диджейства и организации вечеринок.
Сегодня «This Is» и «Little Mountain Recordings» дают мне полную свободу
действий. По сути, с их помощью я могу делать всё, что захочу.
Известность к тебе пришла с выходом трека «My Lexicon», который сегодня
называют классикой прогрессив хауса. Но многие считают, что этот музыкальный
стиль уже канул в Лету. Согласен ли ты с таким мнением?
Я
постоянно слышу, как все андеграундные диджеи по-прежнему играют прогрессив
хаус каждый божий день. Его «смерть» выгодна, прежде всего, прессе и
раскрученным диджеям, утверждающим, что он скучен и неинтересен. Я как играл
десять лет назад эту музыку, так и продолжаю её играть. Но при этом меня всё
равно считают артистом с передовым мышлением и оригинальным музыкальным вкусом.
Вот вам и мёртвый «прогрессив хаус». Поэтому мнение других меня совершенно не
волнует.
В последнем интервью журналу DJmag самым запомнившимся выступлением
2009 года ты назвал свою вечеринку «This Is» в Амстердаме.
Почему?
История может показаться немного странной и сумасшедшей,
но я арендовал частный самолёт, на котором вместе с диджеем Сашей (Sasha), его
женой и семидесятью друзьями полетел из Лондона в Амстердам на собственную
вечеринку с участием Дамиана Лазаруса (Damian Lazarus). Всё это было
организовано в качестве подарка на день рождения Саши, который ни о чём не
догадывался вплоть до посадки самолёта. Вечеринка прошла в знаменитом на всю
Европу клубе Paradiso и в самом деле стала самой запоминающейся в прошлом году!
какой же он классный!
Универсальный Солдат Электронной Сцены, однозначно.