Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


Евгений Бардюжа: я напрочь потерял интерес к диджеингу!
Интервью 13 мая 2013 18 1585

Евгений Бардюжа: я напрочь потерял интерес к диджеингу!

Мы уже общались с Евгением в 2009 году, тогда он условно считался новичком и в его дискографии не было еще ни одного альбома. Он стоял на волне популярности прогрессив транс музыки, в авангарде которой были музыканты сказочной страны Нидерланд.

Сегодня музыкант, не променявший малую родину и мотивацию ежедневной работы, изменил однако формат выпускаемой музыки. Третий альбом выходит при повзрослевшем творце, перестроенном музыкальном рынке и подрастающей наследнице.

Евгений Бардюжа:

У меня дочка, ей три с половиной года.

Dj.ru:

Твоя жена тоже музыкант?

Евгений Бардюжа:

Нет, слава богу. Хотя кое-что умеет. Она занималась диджеингом, играла дабстеп.

Dj.ru:

Вы вместе путешествуете?

Евгений Бардюжа:

Мы не путешествуем. Одно время играли в местных клубах, но я напрочь потерял интерес к диджеингу. Чуть больше времени посвящаю написанию музыки. Хочется писать саундтреки. В этом направлении двигаюсь.

Dj.ru:

Разве работа в клубах не приносит денег? Как музыкант ты наверняка зарабатываешь меньше?

Евгений Бардюжа:

Конечно так и есть. Но потребность в трансе осталась в 2008, 2009 годах. Тогда появлялось много отечественных прогрессив транс музыкантов, был интерес и у ребят в клубах, создавались промо-группы, всех нас активно возили. Много ребят моего музыкального поколения успели объехать всю Россию, я тоже в их числе. Но потом все пошло на спад. Далеко не все вечеринки были удачными, все-таки прогрессив транс направление в клубах достаточно экзотическое, и не всегда хорошо работает. Плавно угас интерес к нему и у слушателей и у меня, тем более что мне всегда больше хотелось играть музыку более мелодичную, чем привычный клубный трек. В общем надоело.

Я не чувствовал отдачи, не понимал, нравятся ли людям на танцполе мои треки. Ну и плюс ко всему, я живу в Челябинске, и активно гастролировал по области и внутри города, но это же не может продолжаться бесконечно, все-равно людям приедается часто выступающий артист. Так их интерес начал угасать ко мне, как к диджею. Может быть я просто вырос из этой музыки, захотелось чего-то более серьезного. Я не пытаюсь сказать, что диджеинг - несерьезное занятие, думаю, со мной многие поспорят. Но опять же, я всегда позиционировал себя, как транс диджей, а в последнее время мне транс перестал нравиться совсем. Он стал однообразным, как мне кажется, и вообще вся популярная танцевальная музыка как-то унифицируется, сливаются транс, хаус, техно, другие направления, происходит некая стандартизация. Для меня это оказалось неприемлемо.

Dj.ru:

А как ты зарабатываешь? Все-таки семья, дом.

Евгений Бардюжа:

У меня всегда была работа. Слава богу, график достаточно свободный, и мне удается найти время и на музыку и на семью.

Dj.ru:

Работа связана с музыкой?

Евгений Бардюжа:

Нет, совершенно не связана. Я стараюсь заниматься музыкой так, чтобы были способы ее монетизации. Хочется еще серьезней к этому подходить. Например, работать в медиа-продакшене, писать музыку к рекламным роликам. Для работы не под заказ есть удобные аудио-стоки. Я уже собрал на одном из них свои недоделанные работы, короткие и экспериментальные треки, а также отдельные звуковые эффекты. Там все это неплохо продается. Покупают лицензию на использование музыки в рекламе, в трейлерах. Сейчас музыканты имеют несколько источников доходов, связанных с музыкой, как работа на заказ, гострайтинг (продажа прав авторства. прим. ред.), та же авторская музыка для поклонников, которая в общем-то тоже продается. Я выпускаю свой третий альбом, делаю все сам, без помощи лейблов. И надо сказать, я результатом доволен. В любом случае, это намного лучше, чем если бы я его отдал кому-то, кто и продавать-то не умеет.

Dj.ru:

По каким критериям ты оценил успех этого релиза?

Евгений Бардюжа:

Разумеется по денежной выручке. Для нетерпеливых я самостоятельно выпустил небольшую партию CD-дисков и продаю их по почте, через интернет. И у меня практически каждый день кто-нибудь заказывает диск, а я хожу на почту, отсылаю пачку дисков. По России и в Европу, даже там не боятся заказывать, хотя с нашей почтой диски будут идти минимум месяц. Людям приятно получать что-то непосредственно от артиста, с подписью. Я общаюсь с людьми, чувствую обратную связь, это очень интересно. До этого я изучал феномен независимых музыкантов, и он сейчас набирает обороты. В Америке их много, и живут они хорошо, сами справляются без лейблов. Есть даже маркетинговые схемы, разработанные и обкатанные, как правильно организовать сайт, как правильно работать с соц. сетями, именно для успешной продажи музыки своим слушателям. И как показывает опыт, есть позитивные примеры. У независимых музыкантов, если сравнивать уровень продаж и популярность в Facebook, около 20% поставивших «лайк» покупают релизы. Так что я бы не сказал, что продажи музыки мертвы, просто все приобретает немного другой вид.

Dj.ru:

Может быть у некоторых музыкальных форматов просто очень ответственная публика?

Евгений Бардюжа:

Не знаю. Может быть мой успех связан с тем, что альбом не трансовый, а с более глубоким, экспериментальным звучанием, и не похож на клубную музыку. Может быть и аудитория у меня соответствующая, поэтому лучше продается. Хочется в это верить.

Dj.ru:

Как ты думаешь, можно ли стать хорошим музыкантом, изначально ориентируясь только на коммерческую выгоду?

Евгений Бардюжа:

Я предпочитаю разделять коммерческую составляющую и творческую в том плане, что пишу музыку я для себя, не задумываясь над тем, понравится она кому-нибудь или нет. Но уже потом, когда я ее заканчиваю, я включаю другое полушарие мозга, и пытаюсь по-умному продать.

Dj.ru:

В работе над звучанием ты ориентируешься на треки, лучше всего продающиеся на Beatport?

Евгений Бардюжа:

Нет, совершенно не ориентируюсь. Третий альбом я писал, отталкиваясь только от внутренних мотиваций, просто писал, что хочу. Я был готов к тому, что люди будут ждать от меня транс. Но я предпочитаю верить в то, что неважен стиль музыки, главное как она исполнена, как проработана. Над этим я бился полтора года в этот раз, чтобы все звучало достойно и могло понравиться и слушателям транса и слушателям других стилей электронной музыки.

Dj.ru:

Альбом слышали выпускающие менеджеры на лейблах, выпускавших тебя раньше?

Евгений Бардюжа:

Менджеры не слышали, не вижу смысла посылать им работы. Я предупредил их, что собираюсь в свободное плавание, и что третий альбом не подойдет им по формату. Они отнеслись скептически. Bandcamp - сайт, который я предполагаю сделать основной площадкой для цифровой продажи. Менеджер лейбла сказал, что этот сайт удешевляет музыку, вроде большой мусорной кучи, у которой нет порога для входа. Что треки там никто не сортирует, не отбирает. Но я честно говоря с ним не согласен, есть много музыки, которую я сам там приобрел и, более того, этой музыки больше, чем той, которую я приобрел на Beatport. Так что для меня большой вопрос, что же мусорная куча.

Dj.ru:

Ты будешь размещать альбом еще где-то?

Евгений Бардюжа:

Будет дистрибуция и в других цифровых магазинах. Нельзя не отдать альбом в iTunes. Я думаю, это будет площадка номер два. Ну есть еще ряд менее известных магазинов: Amazon, uMusic, Google Play. Последний у нас в России пока не работает.

Dj.ru:

А русские магазины будут?

Евгений Бардюжа:

Я думаю iTunes будет более чем достаточно, с их хорошими ценами на Россию. Но я все-таки рекомендую всем покупать альбом у меня на сайте, точнее на странице. Я его продаю по пять долларов, то есть по 150 рублей. Кто-то, я думаю, у нас будет покупать с тем же успехом на iTunes, лишь бы покупали легально. Я не рассчитываю на огромную выручку, более того, я не уверен, что у меня даже затраты на производство альбома окупятся, но тем не менее мне радостно, что цифры уже получились гораздо больше тех, которые мне показывал лейбл в отчетах от предыдущих альбомов. 

Dj.ru:

Как много времени у тебя отнимает самостоятельная работа дистрибуцией?

Евгений Бардюжа:

Не отнимает особенно. Все схемы работы независимых музыкантов в общем-то отстроены, и есть неплохие американские сервисы, которые за умеренную плату берут альбом на дистрибуцию и в определенную дату загоняют его во все магазины, в тот же iTunes. Да, я жертвую своими деньгами, пусть небольшими, но продаю альбом сам. Без посредников, которые через год присылают отчет с очень маленькой цифрой. По крайней мере это не так обидно, когда ты сознательно пытаешься выставить этот бизнес, когда пытаешься контролировать это. По крайней мере интереснее, чем просто отдавать на лейбл и забывать про релиз. Больше азарта.

Dj.ru:

Как будет происходить релиз альбома?

Евгений Бардюжа:

Я долго думал и решил, что поскольку формат альбома не клубный, играть его ночью не очень хороший вариант. Просто ставить треки в каком-то порядке не очень серьезно. Посмотрим. Пока у меня нет планов на выступления. Я говорил, что с диджеингом «завязал», но допускаю возможность живых выступлений. Другое дело, что я пока плохо освоил саму схему выступлений, как это делать с помощью контролера, ноутбука. Музыка сложная, как архитектура. Все треки я заканчивал единовременно, поэтому можно сказать, что на каждый трек ушло около года работы. И такую музыкальную конструкцию сыграть вживую сложно. Но если альбом будет успешен, и меня начнут приглашать, тогда я подумаю насчет того, как организовать лайв. Но пока такой необходимости нет. В конце концов это заработки гораздо более существенные, чем продажи. Было бы здорово выступить на дне города. Два года назад у меня был такой опыт. Тогда меня пригласили сделать сложный номер с оркестром. Привезли какие-то поющие фонтаны. Они хотели, чтобы мы с оркестром выступили одновременно. Собралась большая толпа, тысяч пять наверное. Но получилось довольно скомкано, находясь внутри этого процесса, видно сколько фейлов было допущено, оркестр вступил не вовремя, я нажал кнопку не вовремя. Тем не менее люди были в восторге, были удивлены, что в Челябинске на дне города настоящий транс играют, да еще и в авторском исполнении. И вообще всегда здорово играть на большую аудиторию. И в этом альбоме есть вещи, которые как раз можно сыграть с оркестром, уже по-настоящему. Я бы хотел предложить на следующий день города что-то подобное.

Dj.ru:

Если подготавливать концертную программу, сколько человек будет в ней участвовать?

Евгений Бардюжа:

В записи альбома участвовали три вокалиста и два гитариста. Но если рассчитывать на какой-то серьезный лайв, то было бы неплохо пригласить скрипача, виолончелиста. Все живут в разных местах, поэтому я не представляю пока, что кто-то захочет вкладывать столько денег.

Dj.ru:

У тебя есть какая-то профессиональная высота, которую ты пытаешься взять? В плане звучания или формата.

Евгений Бардюжа:

Саундтрек к фильму. Это может быть оркестровая работа с использованием синтезаторов, инструментами для семплирования. Очень часто в саундтреках к фантастическим фильмам встречаются дабстеповые элементы. Это было бы интересно. Трек «Inhale» ближе всех к этому. А так как это последний трек, который я делал для альбома, по нему можно судить, куда я двигаюсь. Но до этого надо много работать, рано загадывать настолько далеко. Все зависит от внутреннего интереса. Если он есть, ты что-то делаешь, развиваешься. Даже транс можно написать, как настоящий саундтрек, или как трек-однодневку, который выпустят на безымянном лейбле и забудут через неделю. Я думаю, формат не показатель профессионального роста.

Dj.ru:

Расскажи, может быть у тебя есть кумиры среди музыкантов, на которых ты ориентируешься в работе?

Евгений Бардюжа:

В работе над третьим альбомом, над стратегией его распространения я ориентировался на проект Trifonic. Это два брата, правда музыкой занимается только один. Это хороший пример серьезного вдумчивого электронщика, который не выпускается на лейблах, а работает сам. Пишет и продает. Также он пишет музыку к компьютерным играм, к сериалам.

Dj.ru:

Твой четвертый альбом будет выпущен, как саундтрек?

Евгений Бардюжа:

Возможно. У меня есть идея написать две-три длинных пьесы, которые разделялись бы на какие-то части. То есть такое структурно сложное произведение.

Dj.ru:

  В одном интервью ты сказал, что творчество - дело очень личное. Мог бы ты прокомментировать?

Евгений Бардюжа:

Я имел ввиду, что не очень люблю делать совместные работы с другими саунд продюсерами. Я приглашаю людей, которые делают то, что я не умею, например играть на музыкальных инструментах. Я прошу исполнить партии на гитаре вживую, сначала записав их на компьютере. Я не умею петь, не умею сочинять тексты, поэтому зову вокалистов. Но работать со звуком, крутить ручки синтезатора, сочинять мелодии, подбирать бит, - это все я умею делать сам, люблю это делать и не вижу смысла кому-то это доверять. Конечно у меня были совместные работы, когда я писал транс, но честно могу признаться, что в моем случае, как это бывает, такая работа была вопросом политики. Когда более известный музыкант пишет трек с менее известным, и «толкает» его таким образом, существует деликатный момент: в названии релиза пишутся оба автора, но один всегда стоит первым. Суть в том, что народ воспринимает автором только его. Поэтому нужно заранее решать, кто будет «паровозом», а кто останется в тени.

Dj.ru:

А как ты к слушателям относишься. В твоей цитате есть какой-то намек на то, что ты - свой самый главный слушатель. Делишь ли ты свое творчество со слушателями?

Евгений Бардюжа:

Разумеется главный мой слушатель - это я сам. Готов ли я бесплатно раздавать свою музыку, лишь бы ее слушали? Когда-то у меня была другая точка зрения на это, я не видел возможности бороться с пиратством, и я надеялся на большие гастроли. Сейчас я думаю совершенно иначе - вообще не готов ничего отдавать бесплатно. Забирать в коллекцию музыку бесплатно, - такого я теперь предоставить людям не готов. Я считаю, что для осознания ценности музыки, необходимо что-то дать за нее, только так музыка начнет нравится. Большинство людей, когда-то дорвавшихся до интернета, маниакально качали все, что видели. Нравилось - оставляли. Так накапливались несметные гигабайты музыки, и ты перестаешь ее ценить, не слушаешь, она просто висит в коллекции мертвым грузом. А если человек отдаст за нее сто рублей, он ее послушает вдумчиво, чтобы хотя бы оправдать перед собой трату денег. Так запускается психологический механизм. И уже слушая внимательно свою небольшую коллекцию, начинаешь гораздо лучше понимать музыку, и гораздо больше удовольствия от нее получать. Так что, я считаю неправильно раздавать свою музыку бесплатно, люди все-равно это не оценят.

Dj.ru:

Как ты думаешь, люди вокруг тебя так же меняются в этом отношении?

Евгений Бардюжа:

Большинство из них - нет. Но есть какая-то часть, которая поддерживает меня, и может быть именно мой альбом, мой новый подход подтолкнет их к такому изменению. Несколько раз люди мне писали, они никогда не покупали музыку, а вот мой альбом решили купить, потому что уважают мою позицию. Это приятно, все с чего-то начинается. И опять же, время, когда скоростной интернет только появился, ушло, все очень быстро развивается, iTunes подешевел. Чем не фактор для того, чтобы взять и стать культурными людьми, начать оценивать интеллектуальную собственность. Так что, думаю пусть не сейчас, может быть лет пять, и так будет думать уже гораздо больше людей.

Dj.ru:

А ты обсуждаешь этот вопрос с другими музыкантами, они тоже считают так?

Евгений Бардюжа:

Обсуждаю. Как правило, все ждут у моря погоды. Они перестали на что-то надеяться. Даже кто-то перестал выпускать релизы, многие бросают музыку, другие переводят в разряд хобби, на которое уже нет надежды. Многие надеялись, что после того, как их заметил Армин или Тиесто, значит скоро они будут звездами, это будет настоящей профессией. В 2013 году уже не очень правильно надеяться на каких-то посредников, когда в общем-то есть и другие системы.

Dj.ru:

А кто-нибудь среди русских музыкантов тебя вдохновляет своей позицией в отношении дистрибуции? Может чей-то хороший результат?

Евгений Бардюжа:

Сразу никто на ум не приходит. Sensorica, который тоже когда-то писал транс, и тоже перешел на более свободной формы музыку. Он запускал свой лейбл, сам издавал свою музыку, через Beatport. Сейчас Sensorica уже четвертый год пишет свой очередной альбом, выкладывает тизеры, треки бесплатно, чтобы подогреть интерес. Очень крутой альбом будет, я его очень жду. Александр говорил, что хочет издать его на флэшках, вроде как более прогрессивный носитель. Даже заказал где-то тираж флэшек, альбом будет очень дорогой. Но что-то вот никак не выпускает и не выпускает. Может быть он не хочет его выпускать, разочаровался в людях, в слушателях. Помню, как он негодовал, как кто-то выложил в сеть его альбом. Начитавшись про интернет маркетинг, теперь я знаю, как важен призыв, поэтому своих слушателей я прошу не выкладывать копии в интернет, говорю им, что это нанесет мне ущерб. И общаясь со слушателями, купившими у меня диск, отмечаю, что все очень уважительно относятся к моей просьбе. Может быть я наивен, кто знает. Но я умею удалять свою музыку с некоторых пиратских сайтов, потренировался уже. Иногда складывается ощущение, что как будто бы никому нельзя доверять. Но опять же, нельзя не доверять.

Dj.ru:

Слушая тебя, мне кажется, у тебя хорошо получается бороться с интернет-пиратством. Обычно для этого приглашают специалистов со стороны.

Евгений Бардюжа:

Я пробовал сервис, который вроде как отлавливает ссылки, и, в моем случае, посылает гневное письмо с угрозой привлечь по американским законам. Дело в том что перед альбомом я выпускал сингл « Mindplayer» с клипом, запускал бесплатно, но с условием, что люди качают его только с моего сайта. Надо наверное сказать, почему мне было так принципиально привлечь людей на свой сайт. По этим новомодным музыкальным маркетингам даже если ты что-то даешь бесплатно, надо брать с человека как минимум его емейл, и  таким образом накапливать базу слушателей. И какая-то часть их превращается в хороших лояльных слушателей. В общем-то этим я и занимался. Это давняя история с перемещением всей музыки в интернет. Давно говорят, что музыкант еще и менеджер и маркетолог, и продавец, и бизнесмен. Так оно и есть. Можно этим заниматься в разные временные отрезки: занимаясь музыкой, посидеть отрешенно в студии, но закончив, надо побороться. Нет в этом ничего зазорного. Есть люди, которые выступают за полную свободу информации, и даже какую-то точку зрения готовы отстаивать, чуть ли не в жадности обвиняя. Все это неправильно, с этим надо бороться. Но бороться просветительскими методами, объяснять всем, что это очень важно - не красть у музыкантов возможность заработка, ведь заработок - не столько деньги на жизнь, сколько стимул к дальнейшим творчеству, это отдача. Она несет в себе какой-то эмоциональный заряд.

Dj.ru:

А не кажется тебе, что когда все слушатели начнут платить за музыку, то это будет особенный уровень ответственности?

Евгений Бардюжа:

Были такие мысли, но кто знает. Я надеюсь, что мне предстоит с этим столкнуться. По крайней мере, все на что я могу ориентироваться, это мое внутреннее представление о музыке. Мой третий альбом сильно отличается от предыдущих. И я считаю, это качественный рост для меня, но должны расти не только музыканты, но и слушатели. И если слушателям нравится моя музыка, высока вероятность того, что образ мысли у них схож с моим. И видя меня, мой рост, они подхватят эту тенденцию.

Dj.ru:

Есть еще одна твоя цитата про равновесие между узнаваемостью и разнообразием. Пояснишь?

Евгений Бардюжа:

У хорошего музыканта нет проблем с узнаваемостью. Если он ответственно подходит к своей работе, у него есть свой стиль. Если он сознательно не скрывает его, не старается его замаскировать под что-то модное, следуя трендам, копируя их подчистую. Это очень глубоко заложено. Это не просто то, какие ты выбираешь семплы, а где-то в мелодике, в построении треков. Тут не нужно стараться изо всех сил соблюдать баланс, тут просто надо быть самим собой.

Dj.ru:

Ты сейчас даешь свои треки для сборников?

Евгений Бардюжа:

Нет, не даю и не собираюсь. И не просит никто. Мне кажется, что самое правильное ощущение от музыки будет именно при прослушивании альбома, именно в том порядке треков, в каком они расставлены. Некоторые считают, что это устаревший формат, что жизнь поменялась, и вроде как выгодней выпускать треки, синглы, вроде как слушатели больше предрасположены к маленьким порциям информации. Я считаю, что только в альбоме музыкант может полностью раскрыться, и сами треки я прорабатываю в контексте альбома. То есть, если кто-то хочет послушать мою музыку, я рекомендую включать альбом, начинать с первого трека и слушать до конца. По крайней мере раньше, во времена винила или кассет, на которых невозможно было точно перепрыгивать с трека на трек, музыку ценили больше и прослушивание музыки было более значимым ритуалом, это было не просто фоном для жизни, как сейчас. Я уверен, есть люди, которые готовы сидеть и погружаться в ритуал прослушивания. Ну пусть их и не много, тем не менее на такую аудиторию, на людей с таким подходом я и рассчитываю.

  • РЕЙТИНГ

  • РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

18 комментариев

Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

Оставить комментарий

Новости

Обзоры оборудования

  • Цифровые проигрыватели для DJ
    09 января

    Профессиональный медиаплеер с 7−дюймовым мультитач дисплеем и двумя деками в одной.

  • DJ-контроллеры
    09 сентября 2016

    Roland выпустил DJ-контроллер для Serato — культовая драм-машина и dj-контроллер в одном устройстве.

  • DJ-контроллеры
    16 августа 2016

    Denon DJ расправил крылья, представив новый революционный контроллер с двумя аудио-интерфейсами.

  • DJ-контроллеры
    19 января 2016

    Атака от DENON DJ. Так многие окрестили этот новый продукт. После инвестиций в Японского производителя от InMusic (портфель InMusic