Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


10 апреля 2009

"Ice right ahead": юбилей Титаника

"Ice right ahead": юбилей Титаника
1

Сегодняшний день отмечен в календаре событием, которое легко в основу десятков книг, нескольких фильмов, сотен легенд и тысяч семейных трагедий – 10 апреля от пристани Саутгемптонского порта отчалил в свое единственное путешествие британский пароход Титаник. Через три года этому событию отметят один век. У всех имя Титаник ассоциируется скорее с триумфом ДиКаприо, чем с настоящей трагедией, унесшей жизни 1504 человек. Масштаб крушения Титаника сравним лишь с 11-ым сентября, когда очень надежная система в одночасье рухнула под силой внезапных, но вполне избежных событий и унесла с собой жизни тысяч человек.

Судостроительная компания Харланд&Вульф (Северная Ирландия) готовила к долгой жизни трех кораблей-близнецов типа "Олимпик", крупнейшая модель на тот момент – водоизмещение парохода составляло более 52 тонн при осадке, десять с половиной метра.

29 котлов и 159 угольных топки машинного отделения могли развить скорость громадного корабля до 46 км/ч, мощность паровых машин и турбины составляла 55 тысяч лошадиных сил, а непотопляемость махины обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками с 15 переборками в трюме, а также поперечными и продольными перегородками между дном и настилом второго дна, делящих все пространство на 46 водонепроницаемых камер. Конструкция могла выдержать самое значительное давление при получении пробоины. Но при условии, что затопленными оставались лишь два из 16 продольных отсеков. Имевшиеся на борту 20 спасательных шлюпок шли с расчетом на увеличение прогулочного места пассажиров и были рассчитаны на 1178 человек.

Для пассажиров на борту были предусмотрены все самые современные виды досуга и необходимые условия проживания. Для подачи элеткроэнергии было установлено четыре вспомогательные машины с генераторами на 400 киловатт каждая, а также еще два 30-киловаттных генератора. Это утепляло каюты первого класса, обепсечивало свет, подъемники с палубы на палубу, холодильники, телефонную связь, тренажеры в гимнастическом зале, вентиляторы, и тысячи других машин и приборов.

В 12 часов пополудни пароход отчалил от пристани, после чего сразу едва избегает столкновения с американским лайнером Нью-Йорк. В два часа следующего дня Титаник отбывает из последнего города, где на его борт сели последние пассажиры, из Квинстауна. Три дня захватывающего путешествия и менее полпути до той стороны Атлантики начали разбавляться сообщениями о льдах на пути следования корабля. Около пяти предупреждений было передано командованию парохода-гиганта, начиная с девяти утра и до 23:40. Последний оказался с координатами 4 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии оказалось, что координаты были рассчитаны неверно). Это был айсберг, находящийся на расстоянии 450 метров прямо по курсу. Когда впередсмотрящий предупредил тремя ударами колокола (что означало преграду прямо по курсу), находившийся на мостике шестой помощник капитана почти мгновенно отреагировал, передав вахтенному офицеру о леднике: «Ice right ahead». Одновременно было передано два приказа: право руля и полный назад (по терминологии того периода «право руля» означало поворот кормы судна вправо, а носа – влево). Рулевой налег на рукоятку штурвала и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего офицеру было доложено: «Руль вправо, сэр». В эту минуту на мостик прибежали двое вахтенных, находившихся в штурманской рубке, когда впередсмотрящий снова прозвонил в колокол. Вахтенный офицер зажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в котельнях переднее части и машинном отделении и отдал приказ: «Лево руля».

Не смотря на маневр, через 40 секунд произошло касание подводной части судна. Многочисленные пробоины на длины около 100 метров привели к шести мгновенно затопленным отсекам. Через 35 минут после столкновения был передан первый радиосигнал о помощи. В это время экипаж и пассажиры были созваны к месту сбора. Первая спасательная шлюпка была опущена на воду в 00:45. Общая вместимость шлюпок составляла 1178 человек, но даже в этом случае многие шлюпки не были заполнены до конца. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 47. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.

В 02:17 на всем корабле погас свет, а через минуту Титаник разламывается на три части. В 02:20 Титаник затонул. Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано всего 6 человек.

Спасшихся на шлюпках пассажиров, в количестве 704 человек, в восемь утра подобрал корабль Карпатия.

В результате анализа операции по спасению людей с «Титаника» делается вывод о том, что при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; заинтересованность экипажа в таком порядке посадки в шлюпки. Препятствуя мужчинам-пассажирам в доступе к шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. В случае, если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать. Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на 1 шлюпку. Спаслось 24 % от численности экипажа, примерно столько же, сколько спаслось пассажиров 3 класса (25 %).

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун и другие. В настоящее время последним ныне живущим пассажиром «Титаника» является Миллвина Дин (род. 1912).

Сегодня называют ряд причин, которые привели к столь многочисленным жертвам, и устаревшие правила Британского кодекса торгового мореплавания и редкий тип айсберга, и некомпетентность команды, и даже низкокачественная сталь обшивки, которая при простейшей проверке на прочность сломалась пополам. Но самой смелой кажется теория заговора, согласно которой вместо Титаника в трагический рейс был отправлен Олимпик с целью получения страховки. К 1911 году компания Уайт Стар Лайн, заказчик серии гигантских кораблей, находилась на грани разорения. За год до Титаника Олимпик попал в аварию с английским крейсером, но получил при этом незначительные повреждения. Тогда страховка не смогла покрыть все долги фирмы. Но согласно теории, руководство компании не предполагало, что пароход может затонуть даже при серьезных повреждениях. Теории этой однако суждено было недолго существовать, ее опровергли уже тем фактом, что на борту Титаника находились первые лица Уайт Стар Лайн.



Комментарии
Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

Обзоры оборудования