Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


27 января 2005

Стадия развития Клубной культуры России

На какой стадии развития сейчас находится клубная культура в России? Как происходило ее становление? Что ждет клабберов в будущем? Куда делась "Станция 2000" и что придет ей на смену? Такой разговор о судьбе сущего завел DJ.ru с участниками группы Flier Salemos - Dj Apple aka Андрей и Dj Flanker aka Антон.

Откуда пошла клубная культура, которую мы видим сейчас? Можно ли выделить этапы большого пути?

Apple:
Скажу сразу, в России становление электронной музыкальной культуры протекало не так, как за рубежом. Думаю, не стоит говорить о том, что все и так прекрасно знают. Я имею в виду открытие клуба Ware House, революционные вечеринки Studio 54 и т.д. К сожалению, в России в то время когда европейская танцевальная культура полным ходом набирала обороты, и намека на ночную клубную жизнь не было. Конкретных этапов выделить невозможно. Мы постепенно перенимали их опыт. Потребовалось около 5 лет на то, чтобы оперативно наверстать упущенное. Лишь в конце 80-х появились первые интересные клубы, а уже в середине 90-х на всю Россию гремели знаменитые рейвы МДМ, вечеринки Утопии, Акватории и т.п.

А как обстоит дело сейчас?

Apple:
В двух словах происходящее за рубежом в настоящий момент не опишешь. В каждом уголке что-то свое, что-то особенное. Например, традиционно Германия по большей части - страна Techno, Индия, Израиль с давних пор Psychedelic. Англию принято считать законодательницей моды, ну а сейчас туманный Альбион, как когда-то во всю колбасит Progressive-, Eurotrance.

На мой взгляд, российский танцпол с миру по нитке. Очень много разных тусовок, разные люди, разные вкусы. В любом случае самые масштабные мероприятия в России были есть и будут подвержены именно европейским тенденциям: FortDance, Gatecrasher, выступления Bedrock, James Holden, Tiesto на крупнейших танцевальных площадках.

Звучит так, словно в России нет ничего своего. Почему выступления российских Dj ставятся по значимости на уровень ниже их иностранных коллег?

Flanker:
Категорически не согласен. Мэтр европейской сцены появляется в рамках мирового турне раз в год, а то и реже. Его выступление интенсивно промоутируется, именно поэтому создается впечатление, что грядет событие века. Каждые выходные вне зависимости от буржуев наши танцполы переполняют эмоции, ощущения праздника благодаря творчеству наших соотечественников.

Apple:
Кроме того, стоит отметить, что еженедельно нашу страну посещают не один и не два, а несколько иностранных диджеев, быть может не таких известных, как ранее упомянутые, и их выступления проходят порой даже скромнее, чем собственных хедлайнеров.

А выступают ли наши диджеи за рубежом? Как их там встречают?

Flanker:
Вот тут ситуация сложилась непростая. Дело в том, что на Западе, по большому счету, человек, который пусть даже очень круто сводит пластинки, пусть даже очень крутые пластинки, не признается диджеем, если он не проявил себя как композитор, если за его плечами нет хотя бы двух-трех треков. К сожалению, сказать, что в нашей стране мало пишут электронную музыку - не сказать ничего.

Так получается, что отечественные диск жокеи в силу данных обстоятельств особой популярностью за пределами родины не пользуются. Но между тем, те немногочисленные российские musicmakerы, для которых работа это, прежде всего, творчество, выпустили уже не одну пластинку на европейских лейблах. Нельзя не упомянуть таких имен, как Алексей Мешков, Антон Кубиков и Максим Милютенко (SCSI 9), Trancedriver, Radiotrance, Moscow Groove Institute, Mario, Кирилл Трепаков, Алексей Образцов, Коала, Бобина, Жуков... Словом не перевились еще И дай им бог здоровья.

Выходит, что для оставшихся работа это не творчество. А что тогда, деньги?

Apple:

Как ни странно, большинство российских диджеев по сей день умудряется играть только ради собственного удовольствия! Более того, забывают, что работа за пультом это сфера обслуживания. Невероятно?! Но факт. Диджей играет прежде всего для людей, все остальное второй план. Гораздо проще сейчас заработать деньги на ином поприще, оставив сведение дополнительным заработком. Так о каком творчестве в этом случае может идти речь?!

А помимо отношения к творчеству мы и они чем-то отличаемся, возможно в плане ведения бизнеса?

Flanker:
На Западе все более технологично. Сформировались четкие правила, по которым происходит создание, раскрутка и становление проекта. Молодые музыканты или группа активных товарищей, мечтающих о клубе, точно представляют куда и к кому с каким предложением стоит пойти, на что они могут рассчитывать. Об уровне технологичности можно судить и по размеру штата у диджея. В обслуживающей его команде все функции максимально разведены, каждый четко знает свои обязанности.

Ну, клубы у нас тоже умеют организовать, достаточно посмотреть, сколько их сейчас открылось. Кстати, открывшиеся недавно и площадки-первопроходцы одинаковы?

Отнюдь нет. Раньше появляющиеся клубы принадлежали одному уровню, в подавляющем большинстве элитному. Со временем в этой когорте произошло размежевание: какие-то заведения стали демократичнее, какие-то опустились до совсем непотребного уровня, а кому-то удалось сохранить свою элитарность, закрытость. До настоящего времени наблюдается усиление разрыва между категориями.

Могу сказать, что пласт мажорных мест сужается. Виновато в этом наше любимое любительство. Клубы открываются как хобби, чисто для друзей. Муженек выкупил помещение, жена состряпала дизайн, а другу доверили найти музыкантов. Вот и становится одним заштатным заведеньицем больше.

А ведь по-хорошему нужно пригласить именитого дизайнера, определить целевую аудиторию, исходя из чего, продумать концепцию, музыкальный стиль, расписать бизнес-план, прикинуть расходы-доходы. Это такой же бизнес, как и все остальное. Но, вроде, наконец, это стали понимать.

Как меняется публика? Что она теперь предпочитает слушать, куда ходить?

Flanker:
Очень приятно видеть на танцполе людей, которые по-настоящему умеют отдыхать, знают, за чем приходят в клуб и имеют вкус! И не обязательно к музыке, просто к хорошим вещам. Замечали, как многие стали красиво одеваться. И это тоже часть культуры, воспитания.

А вот в плане музыкальной культуры, все не так радужно. Раньше хотя бы существовали оплоты прогрессивной музыки, хоть как-то просвещавшие публику. Так было здорово в светлое время суток узнавать новости российской и международной сцены, слушать качественные треки, осознавать себя частью чего-то глобального. Зачем?! Зачем перестал существовать единственный маячок, ежеминутно связывающий абсолютно разных людей Станция 106,8. Огромное количество молодых людей сейчас просто не знают что такое настоящая ночная жизнь, не имеют возможности услышать новейшие композиции. Их вкусы формируются из того, что они видят и слышат вокруг. Телевидение? Радио? Мы все прекрасно знаем, что нам преподносят СМИ.

В результате, такое положение дел оказывает огромное влияние на то, что происходит непосредственно в клубе. К примеру, в Москве выступает заморская звезда вертушек, в самом разгаре своего сета ставит собственную композицию и и ничего!

Люди просто не знают, что звучит именно его трек. Никакого эффекта, никакого взрыва, нет тех красок. А диджей? Тот вообще в шоке! Бедняга ехал сюда, будучи уверенным, в том, что его творчество хоть мало-мальски знакомо.

Apple:
Если уж заниматься просвещением, то подходить к этому надо индивидуально. С самого детства надлежит прививать любовь к прекрасному, приобщать к искусству, в частности к музыке.

Конечно, как музыканты мы очень любим свою публику. Но все-таки, друзья мои, хотелось бы большего.

Да подход, конечно, сугубо профессиональный. Глядишь, с развитием вкуса многие сами захотят оказаться по ту сторону вертаков.

Apple:
А так и происходит. Стадии развития клаббера в обобщенном виде выглядят так. Сначала он ходит в клуб потанцевать и выпить. Затем, перебывав во многих местах, отбирает любимые. С ростом прослушанного материала появляется вкус. Человек становится разборчивее: все тщательнее выбираются вечеринки, исполнители. И послушав мастеров своего дела, некоторые решают попробовать себя на этом поприще.

Flanker:
А многие пришли за славой. Ведь раньше диджей был своего рода богом. Теперь же людей, умеющих сводить пластинки, немерено, статус диджея изменился. Теперь славу так задешево не купишь.

Отличие музыканта прошлого от настоящего технические новинки, новые примочки, приемы. Началом великой эпохи электронного звучания стало появление на свет первых синтезаторов. Некоторые из электронных модулей превратились в легенду, так с созданием знаменитого 303-го сформировалось несколько(!) независимых направлений музыки. А суть музыканта как была, так и осталась.

А помимо технического оснащения что-то изменилось? Растет ли профессионализм наших музыкантов? Вообще, что для тебя диджей с большой буквы?

Apple:
Мне приятно подметить, что со временем растут не только гонорары, но и мастерство. В моем понимании профессионал должен уметь вызывать у людей определенные чувства. Нарисовать в воображении слушателей целые картины. Все зависит от грамотно выстроенной композиции сета, верно подобранной последовательности треков.

Ты упомянул про растущие гонорары. А можно поподробнее про них и расценки, про орудия труда вообще?

В Москве одна пластинка обходится 8-12 евро, 3-6 - в Европе. Предела совершенству нет, чем больше новой музыки, тем лучше. Ну уж минимум пластинок 10 в месяц покупать просто необходимо.

Теперь представьте сколько должен получать музыкант, чтобы по крайней мере компенсировать производственные траты. В Москве новичок может рассчитывать долларов на 50, чем известнее, тем гонорары выше.

Так как, по-вашему, у нас клубная культура так и будет деградировать или все-таки появятся новые идеи и новые имена?

Flanker:
Все чаще и чаще мы встречаем вокруг людей, по-настоящему стремящихся к знаниям, к творчеству. Все больше и больше людей понимают, что мы теряем. Мы полны энтузиазма и надежд!

К вопросу о будущем. Пока готовилась статья, у автора произошел презанятный разговор с одним молодым начинающим диджеем.

- Ты с чем работаешь, с винилом?
- Зачем? Винил это чистой воды понты. Диски не чуть не хуже.
- Ну-у, иногда даже лучше, можно свою музыку на них записать.
- Какую свою музыку? О чем ты говоришь, я не успеваю послушать новинки известных композиторов, чтобы еще свои писать. Да я даже то, что мой напарник играет, и то впервые слышу. Треков полно, зачем еще самому их плодить.
- Странный подход. Как же ты собираешься сделать себе имя на этом поприще, не сочиняя? Карьеру так не построишь.
- А кто сказал, что я собираюсь свою жизнь связать с диджейством. Нафиг мне эта карьера. Я сейчас выучусь по своей основной специальности и баста. Тоже мне занятие.

 



3 комментария
Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

Обзоры оборудования