Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


18 марта 2002

История электронной музыки Часть I (1916-1979)

Давно известно, что музыка является необходимым условием для гармоничного и целостного развития человека. Электронная музыка внесла большую лепту в историю 20 столетия, продолжая доминировать и развиваться в наше время

1916: Движение Dada за самопознание

На дворе 1916 Кучка анархистов (история сохранила их имена Хьюго Болл, Тристан Тзара, Марсель Джанко и Ричард Хьюайхенбег) основывает объединение творческой богемы Dada, встретившись в кабаре в Цюрихе. Это движение не пропагандирует никакой особенной идеологии, его идеи заключаются в религии духа, свободе самовыражения, открытой неприязни к Мировой войне, консерватизму среднего класса и моральной деградации человечества. Свои идеи Dada предпочитает выражать в звуках, нежели в словах, считая это более либеральным и честным способом таким образом нивелировалась разница между языками, стирались этнические и социальные барьеры. Dada создает собственный стиль музыки совершенно новый и неслыханный, основанный на шумах и производственных звуках (первый отзвук индастриала). Композиции Курта Швиттерса Анна Блюм (1919) и Урсонэйт (1923) заложили основу развития абстрактной музыки 20-го столетия.

Главным источником вдохновения Dada был Луиджи Руссоло, итальянский художник-футурист и композитор, разработавший несколько машин, производящих шумы и звуки. Одной из них была машина Noise Intoners (1912), которую в своих композициях использовали многие известные композиторы например, Стравинский. Это устройство воспроизводило различные эмбиэнтные звуки на разных тонах. Вместе с Dada подобными вещами занимался и крестный отец русского абстракционизма Василий Кандинский.

1920: Рождение синтезатора

В 1920 году русский гений электроники Лев Теремин разработал первый в мире синтезатор. Это устройство работало от электромагнитных волн то есть для извлечения звуков не требовался даже контакт с инструментом. В зависимости от движения специального датчика в пространстве синтезатор Теремин воспроизводил различные звуки с разной громкостью. Эта штуковина производится и сейчас компанией Роберта Муга (изобретателя знаменитого синтезатора Moog) Big Briar Inc.

1960-е: Новые звуки

XX век это век новых звуков. Совершенно новые концепции, вроде композиции, основанной на математических методах, принадлежащие Эрику Сати и Арнольду Шонбергу, машинные звуки Луиджи Руссоло и Маурицио Кагели, генераторы звуковых частот Джона Кейджа находят признание и становятся все более известными. Незадолго до этого, в 50-е, Карлхайнц Штокхаузен создает теорию электронной музыки. После первого электронного пианино (1958) и первого в мире аналогового синтезатора Moog (1965), новые электронные звуки укрепляют свое положение в современной музыке. Поздние 60-е открывают миру таких пионеров, как Вальтер Карлос, группы Pink Floyd, Emerson Lake & Palmer, Residents. В Нью-Йорке целое общество авангардистов задалось идеями Стива Рейха и Филиппа Гласса, соревнуясь в преподнесении эстетики мелодичного и ритмического повтора по-нашему, лупов (loops).

1970: Новые стили - Соул, Диско, Фанк

Соул и фанк главные герои дискотек 70-х годов. Пионером танцевальной музыки, основанной на синтезированном звуке, электронного диско, становится Джорджио Мородер (Giorgio Moroder). В это же время в гей-клубах царит творчество группы High Energy (Hi NRG), а Нью-Йоркские лейблы, таки как Sal Soul, создают новые, проэлектроненные и осовремененные, версии библейско-христианской музыки.

Kraftwerk

В 1971 году Ральф Хаттер, Флориан Шнайдер и несколько других музыкантов основывают первую в мире чисто электронную группу Kraftwerk. Kraftwerk использует звучание драм-машин, синтезаторов и доводит концепцию электронной музыки до своего апогея. Их первые релизы альбомы Autobahn (1974) и The Man Machine (1978) превращаются в первую настоящую электронную классику. Более того, начиная с 70-х, берлинские так называемые косморокеры Tangerine Dream (Эдгар Фроз, Клаус Шульц и другие) быстро становятся видными музыкантами за счет смешения рокерского звука и электронных вставок. Были также другие экспериментаторы, вроде известной тогда группы Can. Подобные успехи проложили дорогу новичкам и молодым музыкальным талантам: Жан-Мишель Жарр в 1976 году произвел свой электронно-музыкальный прорыв с помощью музыкального эпоса Oxygene. Вместе с этим, собравшаяся в Сан-Франциско группа Suicide (участники: Алан Вега и Мартин Рэв) выпустила альбом, предрекший последующее развитие электронной музыки многое из того, что стало появляться в 80-х, было навеяно творчеством этой команды.

1970: Новая волна

Зараза, пущенная Kraftwerk, быстро перенеслась на Европу и Америку и породила множество клонов, которые занимали лидирующие места в тогдашних хит-парадах: Throbbing Gristle, Human Legaue, Ultravox, Cabaret Voltaire, Devo, Yellow Magic Orchestra из Японии, Simple Minds, Joy Division, Pere Ubu, Orchestral Manoueuvres In The Dark и Gary Numan.

  • РЕЙТИНГ

  • РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ


2 комментария

Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

  • Гость 27 сентября 2007, 20:25 # 0 +

    не знал что у електронной музыки столь богатая история...Буду слушать с большим(ударение на "О") интузиазмом)))

    ответить редактировать удалить
  • faust666666666 22 декабря 2010, 21:43 # 0 +

    С чего это вдруг throbbing gristle - новой волной оказались? И в 70-годах не было твкого термина как new wave.

    ответить

Обзоры оборудования