Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


19 июля 2011

Alexey Sonar: «Диджеинг – это ремесло, которое передается от мастера к ученику, но не в промышленных масштабах»

Российский диджей и продюсер Алексей Николаев, выступающий под псевдонимом Alexey Sonar, является, пожалуй, одним из самых интеллигентных и интересных артистов на отечественной электронной сцене. В преддверии нижегородского фестиваля Waterdance журналист DJ.ru пообщался с ним о тяготах российской ивент-индустрии и его роли в компании Digital Emotions.

Лёша, привет. Ты начинал как диджей, который играл чилаут и эмбиент. Почему в определённый момент решил перейти в танцевальную музыку?
Привет. В определённый момент я понял, что чилаут и эмбиент уж очень сильно в психологическом плане затягивают в размышления, которые порой просто мешают работе, поэтому в танцевальной музыке я тоже нашел что-то свое и для души, и для танцев. Но к прошлому я периодически возвращаюсь и с большим удовольствие записываю чилаут-миксы, в основном из старого коллекционного материала, который, впрочем, нравится не только мне, но и моим слушателям.

Последние пару лет наблюдается бум школ диджеев, где «преподают» сомнительные учителя, а услуги пытаются «впарить» чуть ли не за пресловутые купоны. В своё время ты негативно высказался об этих заведениях. Поменялось ли у тебя к ним отношение?
У каждого диджея свой путь. Кто-то официально идет в школу, кто-то познает все сам. Мой путь складывался классическим образом. Я долго слушал электронную музыку, к тому же мне очень нравилось, как работают диджеи. В какой-то момент захотелось самому попробовать, но не было в моем городе школ, да и не модно было это. Поэтому для меня гораздо важнее было спрашивать, как это все работает у опытных артистов. Мне вообще очень повезло в этом плане, потому что я познакомился в свое время с Андреем Тельпнером (он же Dj Pump, один из старейших диджеев города Мурманска). Он во многом помог мне как слушателю, так впоследствии и как артисту. Может кто-то думает по-другому, но, по моему мнению, диджеинг – это своего рода ремесло, которое действительно передается от мастера к ученику, но не в промышленных масштабах.

В этом году твоей радиопрограмме «Асфальт» исполняется шесть лет. Насколько вообще оправданно в нашей стране и в нынешнее время вести собственное радиошоу? Не думаешь ли ты, что после «Станции 106.8» все остальные радиопроекты, связанные с электронной танцевальной музыкой, меркнут на её фоне?
Собственное радиошоу – это собственное мнение и взгляд на музыку сквозь свой вкус, это твоя точка зрения, которую ты должен развивать и всегда отстаивать. «Станция 106.8» мне досталась только маленькими музыкальными урывками и воспоминаниями великих людей, которые одними из первых развивали электронную культуру. У меня были другие эталоны качественного радиошоу, как у многих других людей в регионах, у которых не было возможности слушать столичные эфиры, тем более что в те времена это было очень сложно делать. У нас была своя «Станция 106.8», и были свои радиопрограммы, которые многие ждали с нетерпением, записывали на кассеты и передавали друзьям. Например, «Клубная Палуба», «Денс Навигатор», «Полуночный Бриз». Поэтому долгое время я был просто слушателем, который думал, как правильно и качественно выразить свою точку зрения в эфире.

У тебя также есть англоязычная версия «Асфальта». Востребована ли она за рубежом по сравнению с русской версией? Как думаешь, почему большинство отечественных диджеев не уделяет внимания иностранной экспансии своих радиопрограмм?
Англоязычная версия востребована меньше, чем русскоязычная, ведь ее путь только начался. Думаю, в новом сезоне, когда радиопрограмма претерпит небольшие изменения (надеюсь, только в лучшую сторону), англоязычный эфир спокойно вздохнет полной грудью, и с ним познакомится еще большее количество людей за рубежом, чем есть сейчас. А так у «Асфальта» есть много постоянных слушателей, особенно в тех странах, в которых она выходит и где радиостанции помимо самого ведущего проявляют интерес к продвижению продукта, который вещает на их радиоволнах. А большинство отечественных диджеев не уделяет внимания иностранной экспансии своих радиопрограмм по самой простой причине – возможно, это им просто не интересно.

Ты прошёл через все круги ада: и радиоведущим стал, и промоутером, и диджеем, и продюсером. Насколько важно сегодня совмещать в себе все эти функции в музыкальном бизнесе, и возможно ли эффективное существование этих профессий по отдельности?
Важно, но очень тяжело!  Каждый этап, даже не от радиоведущего, а от простого слушателя, – это свой опыт, своя маленькая жизнь, история и бесценный опыт, который должен быть полезен тебе и помогать в последующем развитии. Насколько важно это совмещать, трудно сказать. Но могу точно Вас уверить, что в рамках нашей истории Digital Emotions такое совмещение точно стало для меня полезным. Что касается эффективности, всегда приходится чем-либо жертвовать, тем более в нашей стране многие аспекты, такие как менеджмент и профессиональный букинг, далеки от нужного уровня. Несмотря на большое количество промоутеров и менеджеров, профессионалами можно назвать единицы. Поэтому в настоящий момент приходится многое совмещать, но я делаю это с большим упорством и удовольствием, т.к. знаю цену профессиональной команды, и каждый участник нашего коллектива мне дорог. Ну и точно уверен, что впоследствии в нашем проекте появятся те люди, которым можно будет доверить некоторые стороны нашей работы.

Конкуренция на электронной танцевальной сцене огромная. Верно ли для тебя утверждение, что сегодня артист становится популярным, прежде всего, благодаря грамотно построенному менеджменту и пиару, а не благодаря качеству музыкального материала?
Залог успеха – это 90% труда и 10% таланта. Дальше можно додумать самим, что есть талант, а что есть работа, причем качество должно быть всегда и везде.

Насколько сложно было тебе как региональному диджею пробиваться на столичный рынок? И почему выбор пал на Москву, а не на Санкт-Петербург, который располагается ближе к Мурманску?
Предпочитаю много не говорить по этому поводу. Просто есть важный момент – человек сам вряд ли когда-либо чего-либо добьётся. Всегда есть предпосылки, знакомства, общение, труд и сильное желание что-то изменить в своей жизни, выйдя на новый этап. Можно сказать, мне очень повезло в жизни – те люди, которые мне помогали, действительно делали это безвозмездно, и с некоторыми я до сих пор уже на новом этапе продолжаю работу и сотрудничество. Ярким примером является Володя Фонарев. Прошло уже 6 лет, как мы знакомы. Он видел моё развитие, во многом помогал и подсказывал, делает это и сейчас, но уже как не начинающему артисту, а как члену команды общего проекта. А почему Москва… хмм… ритм жизни, как в артерии, остановишься… и потеряешься.

В то же время многие диджеи остаются в своих регионах и продолжают поднимать местную культуру…
Про родной город я не забываю, там продолжает выходить, вот уже спустя 6 лет, радиошоу «Асфальт». Раз в два или полтора месяца езжу в Мурманск на вечеринки, которые мы делаем совместно с клубом «Магнит». В Мурманске на родной радиостанции «Power Hit Radio» благодаря совместным усилиям выходят программы и от Владимира Фонарева, и от иностранных артистов, таких как Маркус Шульц (Markus Schulz) и Джон Дигвид (John Digweed). Сохранять не только хорошие дружеские, но и партнерские отношения – это очень важный фактор сотрудничества, тем более для родного города, тем более для единственного места на земле за полярным кругом, где можно сделать вечеринку с серьезным привозом, тем более для города населением в 270 тысяч человек (по официальной переписи населения – прим.ред).

А какой вклад внёс Владимир Фонарёв в твою музыкальную карьеру, и как считаешь, почему именно тебя он заметил среди сотен артистов во всей стране?
На этот вопрос, наверное, должен ответить сам Владимир Фонарев. Его ответ будет более емким, и правильным. У меня же только догадки. Может, из-за того, что меня не пустили в клуб на вечеринку с его участием в Мурманске в 2001 году, когда я не прошел по возрасту и тогда в кафе напротив случайно его увидел и попросил чтобы меня пустили. Хотя он сам с трудом вспоминает этот случай. А в клуб мы все-таки попали! Вот это был отрыв! (улыбается)

Теперь ты как артист довольно популярен у нас в России, ездишь по всей стране с турами. Есть ли в планах активно расширять гастрольную деятельность за рубеж?
План находится в стадии разработки, многих элементов для его реализации пока не хватает. (таинственно улыбается)

Как человек, занимающийся букингом артистов в Digital Emotions, какие основные проблемы видишь в этой области у нас в России?
К молодому артисту многие промоутеры испытывают недоверие, для них он как темная лошадка. Многие дожидаются момента, пока артист выстрелит, а за это время возят проверенных топовых диджеев по 5 или 6 раз. Думаю, эта проблема существует не только у нас.  Очень сложно порой объяснить, скажем так, новым клиентам (с постоянными партнерами такие проблемы испытываю крайне редко), что проще один раз заполнить подробную букинг-форму (своего рода бриф), чтобы у агента была сразу полная картина происходящего, чем каждый раз вытягивать детали о вечеринке. Полиграфия – слабое место у многих. Нарисовать стильную афишу или флаер, притом чтобы там было ясно и понятно написано и об артистах, и о партнерах мероприятия, и о всевозможных скидках, может далеко не каждый. Даже непонятно, почему так происходит. По-прежнему афиши, сделанные кое-как «с коленки» и похожие на новогоднюю елку, пользуются популярностью. Очень много еще подводных камней в этой сфере, все перечислять долго. Я никого не осуждаю, просто в очередной раз становится понятно: чем профессиональнее человек или команда, которая хочет сделать хорошую и, естественно, успешную вечеринку, тем быстрее решаются все проблемы, описанные выше.

Какие моменты должен учитывать букинг-менеджер при работе с промоутерами?
К каждому клиенту у нас вой индивидуальный подход. Сложно сразу описать все моменты. Есть определенные правила взаимоотношений между промоутером и букинг-менеджером, такие, как, например, четкое определение целей и задач перед предстоящим мероприятием. Ведь задача промоутера – сделать успешную во всех аспектах вечеринку, а задача букинг-менеджера – обеспечить артисту комфортные условия для его работы, начиная от заключения соглашения и заканчивая его возвращением домой. А какой будет конечный результат, зависит от обеих сторон.

Есть ли какая-то специфика у букинга иностранных артистов по сравнению с отечественными?
Чем выше статус артиста, тем больше времени уходит на работу по его приглашению. Его приезд готовится задолго заранее, но есть и много исключений. Например, когда уже долгое время сотрудничаешь с артистами и их агентствами, знаешь их требования, поэтому многие моменты решаются гораздо быстрее. Если правильно и вовремя решить все вопросы с визами, то проблем не возникает. Исключения составляют почтовые службы. Если, например, артист хочет получить паспорт с визой прямо в аэропорту, но по каким-либо причинам письмо теряется. Хотя это единичные случаи, исключения из правил. На «больших» гостей в нашем государстве предусмотрены так называемые «культурные» визы, поэтому многие едут как настоящие артисты.

В своё время ты привёз в Мурманск таких артистов как Above & Beyond, Ник Уоррен (Nick Warren), Дэвид Вендетта (David Vendetta) и др. Насколько сложно было быть первым в этой сфере?
Если в приезде артиста заинтересован не только ты, но и клуб, плюс ко всему СМИ тебе в этом помогают, то приезд артиста действительно становится событием, которого ждут люди, особенно когда работаешь с крупными фигурами. Трудности и проблемы были всегда, я о них вспоминаю как о важном опыте в работе. Элементарный пример – утеря багажа по вине авиакомпании. Приходилось вместе с артистом скачивать все промо из его почтового ящика, и пока один качал, остальные записывали. За час умудрялись восстановить до 60 гигабайт материала, т.е. полноценный 2-3 часовой сет. Конкретные имена называть не буду, потому как это с каждым может случиться.

Тебя устраивает нынешнее положение дел с промоутерами и с клубами, которое многие постоянно критикуют, мол промоутеры непрофессиональные, в клубах стоит ужасное оборудование?
Говорить на эту тему я не очень люблю. Так же можно сказать, что нынешнее положение дел с диджеями и с публикой из рук вон плохо. Если есть желание сделать хорошую вечеринку, промоутер сделает все, чтобы максимально хорошо подготовиться к мероприятию. Не раз сталкивался с этим. И лучше лишний раз проконтролировать и напомнить о бытовом техническом райдере артиста, ведь с этими моментами промоутеры знакомятся в первую очередь.

Не секрет, что многие клеймят российские регионы (да и Санкт-Петербург с Москвой) за отсутствие клубной культуры, хорошего музыкального вкуса, за отдых в стиле «алкогольная свадьба». Каково твоё мнение на этот счёт?
Это было и, наверное, останется всегда. Культура ведь изначально не наша. В нашей стране любят песни! Да и очень много других факторов, которые лежат гораздо глубже, чем развитие клубной культуры и хороший музыкальный вкус. Это все равно, что хорошие автомобили: многие люди хотят на них ездить, но многим это не по силам в силу разных тому причин, а большинству это вообще не нужно, хоть ты им подари эту машину, все равно будут мешки с картошкой в салоне возить.

В последние годы стали стабильно проводиться отечественные фестивали типа Sunvibes, ГЭС Фест, тот же Waterdance. В то же время подавляющее большинство крупных событий с иностранными артистами всё равно заимствованы с Запада. Видишь ли ты смысл развивать собственные фестивальные бренды или всё-таки проще и выгоднее использовать иностранные франшизы?
Создание своего бренда есть вложение не только финансовых ресурсов, но и трудовых, порой в течение долгого времени. И не всегда можно предсказать успех своего бренда, поэтому проще пойти по пути использования иностранной франшизы, бренда, который уже знают. Тем более что известные мировые бренды очень далеко ушли в плане своего продвижения на мировом рынке. В любом случае всегда есть исключения – пример тому Waterdance, который, насколько мне известно, входит в десятку лучших фестивалей страны.

Ты один из тех диджеев, кто пропагандирует мелодичный прогрессив хаус. В Москве, к сожалению, нет внятных и стабильных мероприятий, связанных с этим музыкальным стилем. Возникали ли у тебя идеи организовать серию вечеринок, которые бы выделялись из общей массы своей концепцией и стали бы центром притяжения любителей этого стиля?
Идеи возникают всегда, но на сегодняшний момент, к сожалению, на это вовсе нет времени. Мы уже говорили о том, как сложно все и везде успеть. Видимо, это один из факторов, которым мне приходится жертвовать, но время такое рано или поздно наступит.

Этим летом на Казантипе пройдёт традиционная Digital Emotions Night. Подготовили ли вы какие-то сюрпризы в этом году для граждан Республики?
Digital Emotions Night на Казантипе – это всегда позитив и хорошее настроение. Многие клабберы это знают и всегда с радостью приходят на нашу вечеринку. В этом году у нас будет не менее весело, тем более что вечеринка пройдет на танцполе H2O (Водный танцпол – прим.ред.). А людям по-прежнему мы стараемся подарить те эмоции, которые можно испытать только на море вместе с красивой и качественной музыкой. Наверное, каждый из нас хочет, чтобы на следующий после вечеринки день все проснулись и сказали: «Вот это был отрыв! Вот это мега пати! Ноги болят, голос сел!» А еще лучше, чтобы люди пронесли эти воспоминания через весь год и вернулись к нам на следующую вечеринку.

Ты уже не первый раз принимаешь участие в нижегородском фестивале Waterdance, причем во многих ипостасях. Расскажи о нём подробнее: что это за мероприятие, чем уникально, кто входит в команду организаторов, и что нам ждать от грядущего Waterdance?
Уникальность фестиваля – собственный успешный бренд организаторов, который они растили годами. Вся команда во главе с Денисом Полуэктовым очень профессиональна. Ребята стараются познакомить клабберов Нижнего Новгорода как с новыми артистами, которые ранее не посещали этот город, так и не забывают о разнообразии стилей и направлений на самом мероприятии. Жирной точкой в этом ответе является то, что ребята помимо фестиваля Waterdance занимались привозом в Нижний Новгород таких имен, как Tiesto, Пол Окенфолд (Paul Oakenfold), Above & Beyond и многих-многих других. Поэтому в их профессионализме сомневаться не стоит. Ну а что касается ожиданий – приезжайте и сами всё увидите и услышите. Уверяю Вас, разочарования не будет.
  • РЕЙТИНГ

  • РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ


5 комментариев

Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

  • inroom 04 августа 2011, 21:38 # 0 +

    диджеинг – это своего рода ремесло, которое действительно передается от мастера к ученику, но не в промышленных масштабах. - золотые слова! у меня такая же история... все ваши школы - туфта!

    ответить
  • LoR 15 сентября 2011, 13:47 # 0 +

    Да! На счет диджей школ я убедился... Все исходит от людей!!! А школа, полное г....!!! Только стремление залог успеха!!!

    ответить
  • Shuvalof 14 октября 2011, 14:48 # 0 +

    В нынешних реалиях дж-школы нужны.

    ответить
    • Lets 08 июня 2013, 21:32 # 0 +

      не нужны совсем. Каждый второй диджей уже.

      ответить
  • Petr Boronin 12 июля 2013, 17:34 # 0 +

    Отличные треки парень пишит, респект ему

    ответить

Обзоры оборудования

  • Цифровые проигрыватели для DJ
    09 января

    Профессиональный медиаплеер с 7−дюймовым мультитач дисплеем и двумя деками в одной.

  • DJ-контроллеры
    09 сентября 2016

    Roland выпустил DJ-контроллер для Serato — культовая драм-машина и dj-контроллер в одном устройстве.

  • DJ-контроллеры
    16 августа 2016

    Denon DJ расправил крылья, представив новый революционный контроллер с двумя аудио-интерфейсами.

  • DJ-контроллеры
    19 января 2016

    Атака от DENON DJ. Так многие окрестили этот новый продукт. После инвестиций в Японского производителя от InMusic (портфель InMusic