Присоединяйся

Регистрация

СТАТЬИ


10 мая 2006

Есть ли клубная жизнь после МКАД? Санкт-Петербург

Dj.ru начинает серию обзоров состояния клубной культуры в регионах. Открывает список статья о положении дел на электронной сцене Санкт-Петербурга. Пролить свет на ночную жизнь города согласился один из известнейших диджеев России, основоположник питерской техно-культуры, основатель и глава лейбла Underground Experience, в недавнем прошлом арт-директор первого в России техно-клуба "Тоннель" Dj Slon.

Клуб

Не смотря на то, что клубов в Питере со временем прибавилось, серьезных качественных площадок дефицит. Основная причина, на мой взгляд, почти полное отсутствие вменяемых владельцев. Распространены два вида хозяев, и оба несостоятельны в плане клубных управленцев.

Первый вид любители. Непрофессиональные, но самоуверенные боссы не желают нанимать и прислушиваться к советам толковых арт-директоров. Самодеятельность же при незнании тонкостей бизнеса до добра не доводит. В итоге неправильно просчитанная окупаемость и неверная политика проекта стоит клубу жизни. Кроме того, многие не понимают, что популярность обеспечивается, в том числе, новизной. И вместо смены жанров, декораций, артистов хозяева идут на поводу у публики и маниакально привязываются к одному популярному направлению, видя в отклонении от заданного курса диверсию. Подстраивание под вкусы масс не идет на пользу ни самим массам, ни клубу, пренебрегающему обязанностями воспитывать и готовить почву для дальнейшего роста.

Второй вид пофигисты. Владельцы клубов полностью полагаются на приходящих промоутеров, чья активность, кстати говоря, с годами уменьшилась. Такая политика чисто по-человечески понятна: зачем хозяину ломать голову над музыкальным разнообразием, оригинальностью программы, если они сдают помещение в аренду, которая, к слову постоянно и существенно растет без видимых причин, и имеют стабильный доход? И получается: хозяева не хотят, промоутеры не могут. При этом такие высокие материи, как развитие клубной культуры, самого заведения оказываются всем безразличны. Никто не хочет вкладываться ни в привозы артистов, ни в рискованные проекты. А деньги спонсоров идут строго по назначению, т.е. на счет директора.

Не удивительно, что укоротился срок существования заведения: порой клубы-однодневки, которые в начале своего пути обещали быть чем-то интересным, закрываются после нескольких месяцев работы.

Есть кое-что и положительное. Сейчас уже хотя бы не нужно объяснять владельцам клубов, что такое хаус, флаер, назначение PR-менеджера.

Промоутеры

Ночная жизнь города стала однообразнее. Сейчас в Петербурге всего три-четыре промо-команды делают действительно что-то новое, свежее и работают более-менее стабильно. Многие бывшие рупоры электронной культуры разочаровались в своей деятельности и переквалифицировались кто во что. Новая же смена еще не набрала достаточно сил.

Но зато те несколько промо-групп, которые зарекомендовали себя, собирают аншлаги. При этом даже не важно, где проходят перфомансы и кто в программе. Если раньше ходили, в основном, на имя артиста или в определенный клуб, то теперь ходят на промо-группы.

С интересными музыкантами и диджеями дело обстоит не намного лучше. Достигая определенного профессионального уровня, они либо останавливаются в росте, начинают буксовать, сомневаться в выбранном пути, либо обращают свой взор, а порой даже и уезжают за границу. 
Среднестатистическая частота проведения серьезных стоящих мероприятий раз в два месяца. В Москве, на мой взгляд, чаще. И это при том, что стартовые возможности были не в ее пользу. Такая маленькая иллюстрация: начинавший свою карьеру в Питере диджей Грув и Михаил Воронцов, приехав в Москву в 1992 г. выступать на вечеринке, наблюдали игру Фонаря и Spy.derа на бобинах. В Северной столице к тому времени вертушки появились уже года как два.

Хотя в Питере электронное движение началось раньше, зато соседка обогнала его явно по уровню развития коммерческой клубной инфраструктуры, всего культурного института. Там люди, причастные к шоу-бизнесу вкладывают гораздо больше сил и разумения в то, чем занимаются, отсюда появляются и спонсоры, которые охотнее вкладывают средства в различные проекты и в клубную культуру в целом. Надо сказать, что все эти моменты сыграли важную роль в перебазировке некоторых питерских головастых промоутеров в столицу.

Аудитория

Отдыхающая публика изменилась качественно. Если раньше клуб воспринимался местом закрытым, элитарным, и каждый мечтал войти в круг тусовщиков, но из-за недостатка информации или по другим причинам сделать этого не мог, то теперь ночные танцы стали общедоступны и больше уделом молодежи. И именно на нее делается ставка. А это уже публика довольно неприхотливая. Если раньше хотя бы половина клабберов ходила на вечеринки за атмосферой и самой музыкой, то теперь в основном приходят себя показать, других посмотреть. Но, в общем, это, кажется, уже вектор развития всего общества...

С другой стороны, как ни парадоксально, увеличилось число меломанов. Просветительская деятельность специализированных сайтов, и вообще доступность информации не проходят даром. Молодежь стала разбираться в именах, хорошо знать стили и направления, следить за событиями на мировой электронной сцене. То, что прокатывало раньше, в частности выдать неликвид за супермегазвезду, теперь не проходит. Например, как-то в Санкт-Петербург привезли якобы группу Orbital, распавшуюся к этому времени. А на самом деле диджеил один Phil Hartnoll. Это не осталось незамеченным в городской клубной среде.

Диджеи

Последнее время прослеживается тенденция умаления значения техники игры и повышения внимания к модному материалу на фоне его безликости, непозволительной скучности. Наполнение кофров приблизительно одинаковое, также как и манера сведения, а потому диджеев все сложнее отличить друг от друга. Самих же артистов такая ситуация устраивает. Они востребованы, их гонорары, пусть и незаоблачные, но стабильные. Клубы заинтересованы не столько в качестве диджея, сколько в его в финансовой приемлемости, попросту говоря в дешевизне.

Я отслушиваю большое количество как миксов, так и авторской музыки, которую мне присылают или передают начинающие артисты и почти всегда я вынужден складывать это в специальный ящик под названием "нет". Одни и те же пластинки (хотя и одни и те же можно свести интересно), плохо сведенные, без какого-либо чувства стиля или хотя бы композиции, без новых идей - все это очень удручает. И ситуация эта присутствует не только в Питере, но также и по городам и весям. Зато упорства и настойчивости в многократных вопросах: "Когда вы меня позовете играть-выпустите на лейбле-сделаете звездой?", хоть отбавляй. Надеюсь, это упорство у некоторых пойдет в русло повышения своего мастерства... Потому что талантливые ребята, все же, попадаются, но многие из них мотивированы не совсем тем, что привлекает меня как человека, который по мере своих сил, помогает новичкам на питерской сцене.

В вопросе профессионализма, на мой взгляд, выигрывают столичные коллеги, берущие именно мастерством. В Москве это качество востребовано повсеместно. Оно и понятно, конкуренция намного больше, а конкуренция за высокие гонорары - тем более. И хотя к высокооплачиваемым резидентам московским клубам не привыкать, таких артистов не так много. Другой момент - московские промоутеры легче воспринимают провальные вечеринки: "Ну не отбили деньги на привоз знаменитости в этот раз, наверстаем в другой. Зато артист был интересный." В Питере подобный провал не прощается и, в лучшем случае, отбивает охоту рисковать впредь, в худшем - означает смерть промо-группы. Поэтому в дальнейшем выбирают музыкантов числом поболее, ценою подешевле. В результате серьезно страдает качество.

О привозах в Петербург топовых зарубежных диджеев вообще разговор отдельный. Без мощной спонсорской поддержки подобная затея не выйдет даже в ноль. Вот поэтому самостоятельно почти и не возят. Практически единственный вариант услышать хорошего, большого артиста - это, так называемый "привоз вторым городом", когда Москва приглашает кого-то и у Питера повышается финансовая вероятность провести с этим же артистом вечеринку на следующий день.  

Рейвы

Зато у нас, в Петербурге, лучше, чем где бы то ни было, обстоит дело с большими рейвами. В этом мы точно преуспели. Здесь фестивали проводятся, порой, по два раза в месяц. Секрет, думаю, в лояльности администрации города к явлению. В той же Москве все сложнее, все-таки статус столицы обязывает власти беречь ее от негативных эксцессов, провоцируемых всевозможными массовыми скоплениями. Поэтому, наверное, столичная администрация предпочитает перестраховаться и запретить все на свете.

У наших северо-западных чиновников отношение к таким проектам прямо противоположное. Опен-эйры, например, по их мнению, выманивают юных возмутителей спокойствия из города на природу, канализируют их энергию в мирное русло. Возможно, и в период саммита Большой восьмерки организуют что-то, лишь бы подальше сбагрить несознательные элементы.

Прогноз

По ощущению многих, Санкт-Петербург, да и Россия в целом, стоит на пороге качественных изменений в электронном сообществе. Многие ожидают резкой активизации андеграудного движения. Оно будет не малобюджетным флаера на низкосортной бумаге, дешевая расклейка.., ничего такого а альтернативным по смыслу. Это самое главное.

На мой частный взгляд, невозможен всплеск без увеличения количества отечественных виниловых релизов. Слишком мало наших продюсеров издается на виниле, и каждый такой выпуск целое событие. Сейчас наш вклад в мировую музыкальную копилку мизерный, какие-то пара-тройка процентов, в лучшем случае. Со стороны зарубежных издателей никаких препятствий нет, они заинтересованы в русских именах. Дело только за нами.



23 комментария
Зарегистрируйтесь Или войдите на сайт чтобы оставить комментарий

  • Гость 10 мая 2006, 03:51 # 0 +

    близкие мне по духу размышления, хоть я и из провинции

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 04:45 # 0 +

    Точно, чутко, глубоко.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 08:36 # 0 +

    на счет Клубов, Аудитории и Диджеев - вместо С-Петерьурга можно любой российский город подставить и не ошибешься. Радует, что в питере, в отличии от нашей деревни проводятся крупные фесты.

    to Dj.ru: о каком регионе напишите в следующий раз?
    Отчет о Питере - 5+!

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 12:04 # 0 +

    Достойная обзорная статья. Спасибо. С точки зрения творчества, эту страну погубит коммерция :)) Общее отупение модой, шмотками, понтами, бабками... бррр... Пожалуйста напишите о начинающих талантливых музыкантах в ключе обзора клубной культуры по регионам. А то ведь действительно, ди-джее развелось как тараканов, а так подумаешь... все на одни "наушники":))

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 12:12 # 0 +

    да, диджеям надо что то мутить чтобы выделиться, так как все играют одинаково, тупо сводя пластинки

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 12:40 # 0 +

    да Dj это уже банально...

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 12:54 # 0 +

    DJ, это скорее уже международно:

    «DJ» - интернациональное понятие, принятое по всему миру и известное представителю любой национальности. В этих двух буквах заключена сама суть драйва, хорошего настроения, удовольствия. Термин охватывает не только аспекты электронной музыки и клубной культуры, но также моды, технологического развития, стиля жизни.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 12:56 # 0 +

    Неплохая статейка.А насчет Dj-это точно.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 19:33 # 0 +

    Я полностью согласен с высказыванием о развития как клубной, так и электронной культуры в стране, если хоть и сначала кто-то и занимался этим, то сейчас это опять же превращается всего лишь в средство для добычи денег. А наверное про ди-джеев скажу одно: есть деньги, будешь ди-джеем, не надо говорить: "Главное желание, стремление", а если это у тебя с самого раннего детства, но извините - ты не там родился, ну не могу я отослать пластинку со своим творчеством (очень долго и нет гарантии) и не в богатой семье живёшь, но тем не менее продолжаешь биться до последнего, даже когда тебе говорят: "Попустись, расслабься, ничего не получится, таких как ты 1 млн.", но ты всё равно не опускаешь руки и в надежде собрать денег на старый микшер и дэку, чтобы только заниматься тем, чем ты живёшь, чем ты думаешь....................мож кто и подумает:"Так что ж теперь, каждому денег выслать" - нет, просто помогите так, чтобы для человека, которому это действительно надо - открылась дорога.......................лично Я, готов играть всю жизнь, только наслаждаясь и чтобы публика знала, что этот ЧЕЛОВЕК может дать нам такой заряд энергии, такой позитивный настрой, что хватит на следующий день. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------С "УВАЖЕНИЕМ" FoRWaRD------------------------

    ответить редактировать удалить
  • Гость 10 мая 2006, 20:33 # 0 +

    да, чувствуется что человек знает о чем рассуждает. неужто везде так?

    ответить редактировать удалить
  • Гость 11 мая 2006, 10:56 # 0 +

    актуальная, правдивая статья. 6 балов. сам из Питера, поэтому очень хорошо все вышеописанное представляю и могу подтвердить, что так оно и есть. особенно очень хорошо расписано про клубных управленцев. как правило от них и зависит, будет ли клуб ярким и интересным, и, как следствие этого, посещаемым и популярным, или он будет медленно чахнуть и умирать, ухватившись за какую-то незначительную часть местных гопников и под конец окончательно превратившись в кабак. примеров таких клубов много. не буду перечислять.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 11 мая 2006, 17:58 # 0 +

    статья хороша, без разговоров, но в будующем хотелось бы услышать немного конкретики:

    -Клуб

    -стиль звучащий в нем

    -декор(стиль обстановки)

    -звук

    -проводимые вечеринки и т.д.

    Ведь такое конкретное описание, представленное местными DJ, сделает своеобразную рекламу городу и молодежь из других городов непременно захочет посетить какой нибудь провинциальный городок с уютненьким заведением. Хотят есть и обороная сторона медали, те-же местные DJ могут просто делать рекламу местам с которыми у них "не формальные отношения".Вот.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 11 мая 2006, 18:06 # 0 +

    еще есть такая сторона медали - клуб может меняться, сегодня он уютный, а завтра помойка. напиши джру здесь такое, люди, посетив через пол года помоешный клуб (который был на момент написания статьи процветающим), будут изливать негатив на Dj.ru, обвиняя его в некомпетентности

    ответить редактировать удалить
  • Гость 11 мая 2006, 19:02 # 0 +

    Прекрасная статья. Во многом отражает ситуацию в регионах.

    Не согласен по некоторым пунктам насчет ДЖ - но это отдельный разговор.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 12 мая 2006, 12:23 # 0 +

    Откройте хороший маленький клуб в сургуте-будете монополистами,очень жаль что сам кредит не смог выбить.Есть замечательная команда и ди джеи,один из них играл на прошлом казантипе.il86@inbox.ru

    ответить редактировать удалить
  • Гость 12 мая 2006, 13:34 # 0 +

    morpheus - а с чем Вы не согласны?

    ответить редактировать удалить
  • Гость 12 мая 2006, 21:26 # 0 +

    dj Slon, очевидно morpheus лучше знает ситуацию в Питере =))...интересно послушать пункты, по которым не согласен Морфей...

    ответить редактировать удалить
  • Гость 14 мая 2006, 03:59 # 0 +

    статья просто отличная. это именно то, что сейчас происходит на электронной сцене!

    ответить редактировать удалить
  • Гость 15 мая 2006, 12:31 # 0 +

    не стоит на самом деле радоваться, что большие рейвы 2 раза в месяц проводятся. я не из спб, но бывал на многих. помойка натуральная. большинство народу вообще никакого представления не имеют, куда пришли и зачем. просто красоваться. очень много школьников.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 15 мая 2006, 13:39 # 0 +

    2 гость№17 -

    Про ди-джеев написано не только питерских, а в вообще ( если я правильно понял ).

    2 Slon -

    Пробиться начинающему ДЖ в России невероятно сложно, ибо единственный способ стать известным - это переехать в Питер или Москву ( хоть и говорил Цезарь - лучше быть первым в этой деревеньке, чем вторым в Риме ). А там ясно уже - все решает не только талант, но и пробивная сила, поэтому упрекать их за настойчивость и активность в действиях не стоит.

    По поводу мастерства - по-моему это вопрос не географический. Москва-Питер - извечные антитезы и противостоят друг другу даже в области ди-джейских школ. В Питере много мастеров не хуже московских.

    Насчет однообразия материала - есть ведь клубные хиты и без них никуда, а в остальном - одна из главных целей хорошего ДЖ - играть не то, что другие, искать свой стиль. Так что одинаковость материала - личные проблемы начинающих или просто плохих ДЖ, а не глобальный процесс.

    Вот в общем моя личная точка зрения.

    ответить редактировать удалить
  • Гость 15 мая 2006, 16:28 # 0 +

    все точно!Я и для себя кое что новое прочитал ,видно ,что писал человек глубокий и прекрастно разбирающийся втом про что писал ,тем приятнее осознавать что двигаюсь в правильном направление ,хотя есть что подкаректировать!С удовольствием пообщался бы с ним!

    2 Автор:И вот что делать ,заказал пластику привезли ее мне ,а потом она стала хитом ,хотя до этого ее не слышал!?Есть несколько таких вещей у меня!!

    ответить редактировать удалить
  • Гость 14 июня 2006, 04:51 # 0 +

    я считаю что Москва и Питер очень разные!!!в плане всего.и питерская молодёжь более продвинутая чем московская.питер город для молодёжи ,а москва больше для заробатывания денег или поиска успеха.питер дродвинут не только в области электроники, но и в области альтернативной музыки , что наложило свой вклад и на клубную культуру питера.все я заебся писать,ещё сдую плюшку и спать!!!:)))

    ответить редактировать удалить
  • Гость 23 сентября 2006, 00:20 # 0 +

    Я из провинции, в следующем месяце начинаю деятельность индивидуального предпринимателя, открываю дискотеку в районном доме культуры. Заранее знаю что золотых гор мне от этой деятельности ожидать не стоит, т.к. более 50 рублей за вход молодёжь заплатить не способна и очень плохо слушает клубный саунд. Редко удаётся завести публику клубной музыкой, разве что хитами. А мне главное чтобы кредит погасить, больше и не надо. Я за 8 лет не мог добиться от апаратуры, на которой играл, даже приемлемого звука. Очень сложно зажигать под непонятно что звучащее из колонок даже самому неприятно, а у молодёжи сложилось впечатление что за пультом стоит "чайник" и не может настроить звук. Работаю Ди-джеем уже 8 лет, но профессиональную аппаратуру до сих пор видел только в интернет магазинах. Хорошо, что местная молодёжь не избалована техническим прогрессом и претензий к качеству не предъявляет, но всё же хочу перейти к качеству. Я согласен быть первым на своей деревне, хотя раньше стремился в город (Спб, Москву). Меня уже в районе хорошо знают и привыкли ко мне, я поднимаю руки вверх и все 350 человек делают тоже самое, иногда просто от усталости потянусь и к своему удивлению наблюдаю картину "Лес рук". А в городе надеяться на это не стоит. Да и открыть дискотеку в посёлке проще, чем в городе. Почему сам решил взяться за это? Органиазторы с которыми я работал неохотно этим занимались и ничего не предпринимали для улучшения качества, просто получали деньги и тратили их на содержание здания. С деньгами туговато, но все вместе (соберу команду) мы можем организовать такое пати по энергетике, что и в городе не снилось, молодёжь более приветливая и понтов меньше. У меня стремление к городу немного поубавилось кодга стал замечать что звание Ди-джей стало звучать не так как мне хотелось бы и чуть ли не каждый третий на планете - Ди-джей... А знаете как классно играть на берегу залива Белого моря? Когда под дождём (не из шланга) под настоящим ливнем просто невероятно что вытворяет публика от того что спрятаться негде и при этом все довольны, дождь нам не помеха))). Были гости из Питера, сказали КЛАСС!!! Никакого лазерного шоу и ультрафиолета, просто под танцевальные хиты зажигали от всей души. Я думал в городе ещё веселее и интересней, оказалось далеко не везде и не всегда, хоть и аппаратура в разы куда лучше нашей. А ведь с умом-то и с деньгами можно такие мероприятия организовывать!!! Талантливым музыкантам и ди-джеям желаю хороших организаторов , состоятельных спонсоров и творческого вдохновения.

    Виталий, dj-vit@nwgsm.ru

    ответить редактировать удалить
Оставить комментарий
Обзоры оборудования